Фортепианная музыка в общем и начальном фортепианном образовании детей в Китае: проблема интеграции
Аннотация
В статье отражены некоторые материалы теоретической части диссертационного исследования Лю Лу, посвященного разработке научно обоснованной методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке на основе интеграции общего музыкального и начального фортепианного образования в Китае. Исследование проводится с 2022 года под научным руководством Т. И. Баклановой на кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. Цель статьи — раскрыть культурно-исторические и музыкально-педагогические основы проектирования данной методики. Сначала дана общая характеристика становления и развития музыкально-образовательной деятельности по воспитанию у детей интереса к слушанию и исполнению фортепианной музыки в XIX–XXI веках, затем обосновано важное значение российского образовательного проекта «Музыка для всех» для создания авторской интегрированной методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке. Данная методика будет разработана и экспериментально апробирована до 2024 года в рамках диссертационного исследования Лю Лу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 39-46 |
УДК | 372.878 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_39 |
Многие современные авторские методики музыкального образования детей в Китае базируются на сочетании национальных традиций и современных инновационных отечественных и зарубежных музыкально-педагогических технологий, особенно российских. Цель статьи — раскрыть культурно-исторические и музыкально-педагогические основы проектирования методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке на основе интеграции общего музыкального и начального фортепианного образования в Китае. Специальное внимание уделено российскому инновационному образовательному проекту «Музыка для всех», анализ которого привел авторов статьи к идее разработки его аналога для фортепианного образования детей в Китае на основе культурно-исторических и музыкально-педагогических традиций этой страны.
Музыкальное образование детей в Китае имеет многовековую историю, уходящую корнями в древнекитайские традиции обучения пению и игре на музыкальных инструментах в китайских школах. Первостепенную роль музыки и поэзии в воспитании детей обосновал Конфуций, считавший их важнейшими средствами нравственного воспитания и гармонизации общественных отношений. В его двухступенчатой программе школьного образования музыка была включена в первую ступень. Особое значение музыкальное воспитание имело в даосских духовных практиках Древнего Китая. Традиционная китайская вокальная и инструментальная музыка, основанная на древнекитайских философских учениях и религиозных воззрениях, всегда была и остается носителем гуманистических идеалов красоты, мудрости, гармонии небесного и земного начал, высокой нравственности, преемственности поколений.
Фортепиано и фортепианная музыка появились в Китае и вошли в музыкальное образование детей в XIX веке. Их привнесли в страну миссионеры с Запада. В миссионерских («новых») школах детей учили петь под аккомпанемент фортепиано песни западноевропейских композиторов и церковные песнопения. Во внеурочное время миссионеры обучали некоторых детей игре на фортепиано. Так в Китае зародились два пути вхождения фортепианной музыки в музыкальное образование детей: через школьные уроки и внеурочные занятия. Анализ научных источников показал, что эти два пути почти не пересекались, содержательные взаимосвязи между ними не выявлены. Вместе с тем оба они фактически привели к экспансии западноевропейской музыки и культуры в китайское общество, частичному вытеснению из него традиционного музыкального искусства и сложившегося веками содержания музыкального образования детей. Этому способствовало появление в Китае жанра школьной песни (Сюэтан Юэгэ), в котором китайские традиции смешались с западноевропейскими. «В связи с проникновением в Китай западной музыки с начала ХХ века в развитии китайского музыкального образования наступает новый этап. “Уроки школьных песен” появились сначала в Шанхае, а затем они получили распространение по всей стране… Тогда музыканты один за другим стали подвергать китайскую традиционную музыку жесткой критике, высказываясь в пользу приоритетности европейской и американской музыки. Они считали, что западная музыка способна поднять боевой дух народа, укрепить его волю, заявляли, что нужно отправлять музыкантов за границу, чтобы изучать музыкальную науку. Некоторые из них и поехали учиться в Европу, Америку и Японию. Так появилось первое поколение специально обученных в определенном направлении китайских музыкальных педагогов» [7, с. 226]. Они способствовали широкому распространению фортепианной музыки в музыкальном образовании детей, становлению подготовки национальных педагогических кадров и созданию китайской композиторской школы, некоторые представители которой сочинили немало фортепианных произведений для детей на основе взаимосвязей китайских и европейских традиций.
На рубеже ХХ и ХХI веков особое влияние на развитие научно-методических подходов к музыкальному образованию детей в Китае оказала программа по музыке для общеобразовательных школ, разработанная выдающимся советским композитором и педагогом Д. Б. Кабалевским.
С этого же периода берут начало исследования китайских ученых, посвященные проблемам музыкального образования детей с учетом российской музыкальной педагогики. В настоящее время такие исследования получили широкое развитие в Московском педагогическом государственном университете [16] и некоторых других российских вузах.