Дата публикации: 01.10.2022

Фортепианная музыка в общем и начальном фортепианном образовании детей в Китае: проблема интеграции

Аннотация

В статье отражены некоторые материалы теоретической части диссертационного исследования Лю Лу, посвященного разработке научно обоснованной методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке на основе интеграции общего музыкального и начального фортепианного образования в Китае. Исследование проводится с 2022 года под научным руководством Т. И. Баклановой на кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. Цель статьи — раскрыть культурно-исторические и музыкально-педагогические основы проектирования данной методики. Сначала дана общая характеристика становления и развития музыкально-образовательной деятельности по воспитанию у детей интереса к слушанию и исполнению фортепианной музыки в XIX–XXI веках, затем обосновано важное значение российского образовательного проекта «Музыка для всех» для создания авторской интегрированной методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке. Данная методика будет разработана и экспериментально апробирована до 2024 года в рамках диссертационного исследования Лю Лу.




Многие современные авторские методики музыкального образования детей в Китае базируются на сочетании национальных традиций и современных инновационных отечественных и зарубежных музыкально-педагогических технологий, особенно российских. Цель статьи — раскрыть культурно-исторические и музыкально-педагогические основы проектирования методики воспитания интереса детей к фортепианной музыке на основе интеграции общего музыкального и начального фортепианного образования в Китае. Специальное внимание уделено российскому инновационному образовательному проекту «Музыка для всех», анализ которого привел авторов статьи к идее разработки его аналога для фортепианного образования детей в Китае на основе культурно-исторических и музыкально-педагогических традиций этой страны.

Музыкальное образование детей в Китае имеет многовековую историю, уходящую корнями в древнекитайские традиции обучения пению и игре на музыкальных инструментах в китайских школах. Первостепенную роль музыки и поэзии в воспитании детей обосновал Конфуций, считавший их важнейшими средствами нравственного воспитания и гармонизации общественных отношений. В его двухступенчатой программе школьного образования музыка была включена в первую ступень. Особое значение музыкальное воспитание имело в даосских духовных практиках Древнего Китая. Традиционная китайская вокальная и инструментальная музыка, основанная на древнекитайских философских учениях и религиозных воззрениях, всегда была и остается носителем гуманистических идеалов красоты, мудрости, гармонии небесного и земного начал, высокой нравственности, преемственности поколений.

Фортепиано и фортепианная музыка появились в Китае и вошли в музыкальное образование детей в XIX веке. Их привнесли в страну миссионеры с Запада. В миссионерских («новых») школах детей учили петь под аккомпанемент фортепиано песни западноевропейских композиторов и церковные песнопения. Во внеурочное время миссионеры обучали некоторых детей игре на фортепиано. Так в Китае зародились два пути вхождения фортепианной музыки в музыкальное образование детей: через школьные уроки и внеурочные занятия. Анализ научных источников показал, что эти два пути почти не пересекались, содержательные взаимосвязи между ними не выявлены. Вместе с тем оба они фактически привели к экспансии западноевропейской музыки и культуры в китайское общество, частичному вытеснению из него традиционного музыкального искусства и сложившегося веками содержания музыкального образования детей. Этому способствовало появление в Китае жанра школьной песни (Сюэтан Юэгэ), в котором китайские традиции смешались с западноевропейскими. «В связи с проникновением в Китай западной музыки с начала ХХ века в развитии китайского музыкального образования наступает новый этап. “Уроки школьных песен” появились сначала в Шанхае, а затем они получили распространение по всей стране… Тогда музыканты один за другим стали подвергать китайскую традиционную музыку жесткой критике, высказываясь в пользу приоритетности европейской и американской музыки. Они считали, что западная музыка способна поднять боевой дух народа, укрепить его волю, заявляли, что нужно отправлять музыкантов за границу, чтобы изучать музыкальную науку. Некоторые из них и поехали учиться в Европу, Америку и Японию. Так появилось первое поколение специально обученных в определенном направлении китайских музыкальных педагогов» [7, с. 226]. Они способствовали широкому распространению фортепианной музыки в музыкальном образовании детей, становлению подготовки национальных педагогических кадров и созданию китайской композиторской школы, некоторые представители которой сочинили немало фортепианных произведений для детей на основе взаимосвязей китайских и европейских традиций.

На рубеже ХХ и ХХI веков особое влияние на развитие научно-методических подходов к музыкальному образованию детей в Китае оказала программа по музыке для общеобразовательных школ, разработанная выдающимся советским композитором и педагогом Д. Б. Кабалевским.

С этого же периода берут начало исследования китайских ученых, посвященные проблемам музыкального образования детей с учетом российской музыкальной педагогики. В настоящее время такие исследования получили широкое развитие в Московском педагогическом государственном университете [16] и некоторых других российских вузах.

Список литературы

1. 17. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ян Бохуа. — СПб., 2009. — 24 с.
2. 16. Юй Шэнлинь. Становление национального стиля фортепианной музыки в контексте истории инструментального искусства Китая / Юй Шэнлинь, А. В. Торопова // Музыкальное искусство и образование. — 2022. — Т. 10, № 1. — С. 106–119.
3. 15. Цзоу Ся. Развитие жанра «школьной песни» в китайской музыкальной культуре начала ХХ в. / Цзоу Ся // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — №1 (17). — С. 70–74.
4. 14. Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития : автореф. дис. ... канд. искусствовед. / Хоу Юэ. — СПб., 2009. — 24 с.
5. 13. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник СПбГУКИ. — 2012 . — № 2 (11). — С. 155–159.
6. 12. Сю Хайлинь. Музыкальное образование в Древнем Китае / Сю Хайлинь. — Шанхай : Образование, 1997. — 262 с.
7. 11. Се Хен. Проблемы фортепианной педагогики в Китае [Электронный ресурс] / Се Хен. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-fortepiannoy-pedagogikiv-kitae" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-fortepiannoy-pedagogikiv-kitae</a> (дата обращения: 19.06.2020).
8. 10. Региональная программа учебного предмета «Музыка», 1–4 классы, в контексте проекта «Музыка для всех» / авт.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. — Якутск — Москва : Ритм, 2015. — 102 с.
9. 9. Николаева Е. В. Эдуард Борисович Абдуллин: музыкант, педагог, исследователь / Е. В. Николаева // Музыкальное искусство и образование. — 2015. — № 2. — С. 11–22.
10. 8. Лю Цинь. Компетентностный подход к изучению студентами педагогических вузов России музыкальной культуры Китая с применением электронного образовательного ресурса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лю Цинь. — М., 2021. — 24 с.
11. 7. Ли Юе. Китайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ–ХХI веков / Ли Юе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры. — 2017. — № 40. — С. 225–231.
12. 6. Ли Линцзюнь. Начальное фортепианное обучение в Китае: педагогический аспект / Ли Линцзюнь // Кант. — 2018. — № 24 (39). — С. 50–54.
13. 5. Концепция проекта «Музыка для всех» (2013–2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://uuo-vilyuisk.ru/концепция-проекта-музыка-для-всех-2013-202" target="_blank">http://uuo-vilyuisk.ru/концепция-проекта-музыка-для-всех-2013-202</a> (дата обращения: 19.06.2020).
14. 4. Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае : структура, стратегии развития, национальный репертуар : дис. ... канд. искусствовед. / Дин И. — СПб., 2021. — 217 с.
15. 3. Ван Цихэн. Особенности современной системы музыкального образования в Китае / Ван Цихэн // Научные стремления. — 2016. — Вып. 18. — С. 37–46.
16. 2. Ван Мэнюнь, Яковлева Е. Н. Современное музыкально образование в Китае: тенденции и перспективы [Электронный ресурс] / Ван Мэнюнь, Е. Н. Яковлева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2021. — № 2 (58). —
17. 1. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры : автореф. дис. ... канд. искусствовед. / Бянь Мэн. — СПб., 1994. — 22 c.

Остальные статьи