Дата публикации: 01.04.2023

Психолого-педагогическое сопровождение профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагога высшей школы

Аннотация

В статье анализируются детерминанты развития профессиональных деформаций педагога высшей школы, раскрываются особенности возможных проявлений профессиональных деформаций. Авторы раскрывают психолого-педагогическое сопровождение профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагога высшей школы, характеризуют содержательность компонентов организации (установочно-целевой, регуляторно-динамический, поведенческий), задачи, рассматривают методики наставничества, балинтовских групп, музыкотерапии, тренингов, психодрамы, рефрейминга.




В процессе профессиональной деятельности на специалиста любой отраслевой принадлежности воздействуют факторы объективного, субъективного порядка, определяя большую или сглаженную проявленность профессиональных деформаций.

Более подверженными с точки зрения выраженности профессиональных деформирующих признаков выступают социономические профессии типа «человек — человек». В процессе профессиональной деятельности специалистов данного типа многие как профессиональные, так и личностные качества «эксплуатируются» без меры, другие становятся менее востребованными, а кризисы профессионального становления, возраст, стаж работы лишь усугубляют вероятность развития профессиональных деформаций [4].

Рассмотрим детерминанты развития профессиональных деформаций педагога высшей школы.

Отметим одним из первых детерминантов, проявляющимся уже на стадии выбора профессии, осознаваемые и неосознаваемые мотивы выбора деятельности. Если первоочередными мотивами выбора профессиональной деятельности педагога выступают доминирование, стремление к самоутверждению, то, главенствуя в последующем освоении профессии и на стадии самой деятельности, они являются мощными факторами развития профессиональных деформаций [1].

Деструкция ожиданий на этапе вхождения в профессиональную деятельность как следующий детерминант обнаруживает рассогласование ожиданий молодого специалиста и реальной практики деятельности, что провоцирует появление дезадаптивных элементов поведения, разочарования и, как следствие, переориентацию на другие сферы профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Батракова С. И. Профессиональное выгорание преподавателей вузов / С. И. Батракова // Социально-гуманитарное образование: актуальные проблемы : материалы Всерос. нац. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 апреля 2021 г.). — Екатеринбург : Уральский госуд
2. Болтенков Н. В. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов / Н. В. Болтенков, А. А. Гринько // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, вып. 1. — С. 83–89.
3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика : практ. пособие [Электронный ресурс] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 299 с. — URL: <a href="https://urait.ru/book/sindrom-vygoraniyadiagn" target="_blank">https://urait.ru/book/sindrom-vygoraniyadiagn</a>
4. Гецкина И. Б. Психологические аспекты эмоционального выгорания у преподавателей вузов в критические периоды развития общества / И. Б. Гецкина // Педагогическое образование. — 2022. — Т. 3, № 4. — С. 142–147.
5. Духновский С. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Д. И. Дубровский. — Екатеринбург, 2012. — 391 с.
6. Константинов В. В. Профессиональная деформация личности : учеб. пособие для вузов / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 186 с.
7. Лаптева И. Л. Общепсихологический практикум : учебник для академического бакалавриата / И. Л. Лаптева, О. Б. Полякова, Л. Г. Лаптев ; под ред. В. В. Рубцова. — Москва : Юрайт, 2015. — 675 с.
8. Копинг-стратегии в профилактике профессиональной деформации у специалистов по социальной работе / Л. Панкратова, Т. Заглодина, Е. Курчина, Е. Фалалеева / Eurasian Journal of Analytical Chemistry. — 2018. — No. 13 (1b). — P. 1–9.
9. Логвинов Н. Есть такая профессия / Н. Логвинов. — Текст : электронный // Журнал «Российское образование». — URL: <a href="https://ruobraz.ru/theme/est-takaya-professiya/" target="_blank">https://ruobraz.ru/theme/est-takaya-professiya/</a> (дата обращения: 01.02.2023).
10. Пак Л. Г. Cпецифика предупреждения профессиональной деформации педагога в образовательной организации / Л. Г. Пак, Е. П. Муллова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2021. — № 1 (229). — С. 76–82.
11. Педагогика: теория и методика воспитательной работы / И. А. Соловцова, Л. Г. Пак, Н. М. Науменко [и др.]. — Москва : ИНФРА-М,

Остальные статьи