Психолого-педагогическое сопровождение профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагога высшей школы
Аннотация
В статье анализируются детерминанты развития профессиональных деформаций педагога высшей школы, раскрываются особенности возможных проявлений профессиональных деформаций. Авторы раскрывают психолого-педагогическое сопровождение профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагога высшей школы, характеризуют содержательность компонентов организации (установочно-целевой, регуляторно-динамический, поведенческий), задачи, рассматривают методики наставничества, балинтовских групп, музыкотерапии, тренингов, психодрамы, рефрейминга.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 123-129 |
УДК | 378.145 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_123 |
В процессе профессиональной деятельности на специалиста любой отраслевой принадлежности воздействуют факторы объективного, субъективного порядка, определяя большую или сглаженную проявленность профессиональных деформаций.
Более подверженными с точки зрения выраженности профессиональных деформирующих признаков выступают социономические профессии типа «человек — человек». В процессе профессиональной деятельности специалистов данного типа многие как профессиональные, так и личностные качества «эксплуатируются» без меры, другие становятся менее востребованными, а кризисы профессионального становления, возраст, стаж работы лишь усугубляют вероятность развития профессиональных деформаций [4].
Рассмотрим детерминанты развития профессиональных деформаций педагога высшей школы.
Отметим одним из первых детерминантов, проявляющимся уже на стадии выбора профессии, осознаваемые и неосознаваемые мотивы выбора деятельности. Если первоочередными мотивами выбора профессиональной деятельности педагога выступают доминирование, стремление к самоутверждению, то, главенствуя в последующем освоении профессии и на стадии самой деятельности, они являются мощными факторами развития профессиональных деформаций [1].
Деструкция ожиданий на этапе вхождения в профессиональную деятельность как следующий детерминант обнаруживает рассогласование ожиданий молодого специалиста и реальной практики деятельности, что провоцирует появление дезадаптивных элементов поведения, разочарования и, как следствие, переориентацию на другие сферы профессиональной деятельности.