Дата публикации: 01.04.2023

Педагогический потенциал научно-исследовательской работы в развитии у студентов педагогической магистратуры готовности к рефлексивной деятельности

Аннотация

В связи с современными тенденциями развития российского общества сегодня предъявляются и соответствующие требования к модернизации высшего педагогического образования, ориентированной на формирование деятельных и творчески мыслящих педагогов-исследователей. Вне поля зрения исследователей остается обоснование условий, обеспечивающих развитие готовности к рефлексивной деятельности у студентов педагогической магистратуры в процессе научно-исследовательской деятельности. Целью статьи является раскрытие педагогического потенциала научно-исследовательской работы в развитии у студентов педагогической магистратуры готовности к рефлексивной деятельности. Результатом исследования явилось положение о том, что потенциал педагогической магистратуры можно рассматривать в виде важного образовательного ресурса, создающего возможности для перехода студентов в позицию самоуправляемых субъектов.




Введение

Исследование педагогического потенциала научно-исследовательской работы в развитии у студентов педагогической магистратуры готовности к рефлексивной деятельности показало, что сегодня в ходе реформирования высшего образования одно из приоритетных направлений в университетах отводится подготовке магистров, поскольку в рамках данной системы раскрываются следующие возможности:

— повышение научно-педагогического потенциала университета на основе стимулирования научно-методической деятельности преподавателей и студентов;

— создание дополнительных ресурсов для подготовки конкурентоспособных специалистов в междисциплинарных областях образовательной сферы;

— расширение образовательной среды для аспирантуры, что обеспечивает тем самым предпосылки для решения проблемы подготовки научно-педагогических кадров, и т. д.

Список литературы

1. 1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов ; Инновац. об-ние АН СССР, Всесоюз. методол. центр. — Москва : Экономика, 1991. — С. 162.
2. Anisimov O. S.Metodologicheskaya kul’tura pedagogicheskoi deyatel’nosti i myshleniya / O. S. Anisimov ; Innovats. ob-nie AN SSSR, Vsesoyuz. metodol. tsentr. — Moskva : Ekonomika, 1991. — S. 162.
3. 2. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19, № 3. — С. 41–57.
4. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2014. — T. 19, № 3. — S. 41–57.
5. 3. Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии : учеб. пособие / Г. С. Пьянкова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2009. — 276 с.
6. P’yankova G. S. Razvitie professional’noi refleksii : ucheb. posobie / G. S. P’yankova ; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf’eva. — Krasnoyarsk, 2009. — 276 s.
7. 4. Соколов Е. Д. Реализация субъект-субъектного подхода при содействии самореализации студентов в учебном процессе / Е. Д. Соколов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 12–1. — С. 164–169.
8. Sokolov E. D. Realizatsiya sub»ekt-sub»ektnogo podkhoda pri sodeistvii samorealizatsii studentov v uchebnom protsesse / E. D. Sokolov // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. — 2010. — № 12–1. — S. 164–169.
9. 5. Berger R. Now I see it, now I don’t: Researcher’s position and reflexivity in qualitative research / R. Berger // Qualitative Research. — 2015. — Vol. 15 (2). — P. 219–234.
10. 6. Madison D. S. The labor of reflexivity / D. S. Madison // Cultural Studies Critical Methodologies. — 2011. — Vol. 11 (2). — P. 129–138.
11. 7. Porpora D. V. Self talk and self reflection / D. V. Porpora, W. Shumar // In M. S. Archer (Ed.), Conversations about reflexivity. — London : Routledge, 2010. — P. 206–220.
12. 8. Warren J. T. Reflexive teaching: Toward critical autoethnographic practices off/in/ on pedagogy / J. T. Warren // Contestation and opportunity in reflexivity Cultural Studies Critical Methodologies. — 2011. — Vol. 11. — P. 130–144.

Остальные статьи