Дата публикации: 01.04.2023

Решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях цифровизации на примере «Цифрового дома» «ЮНАРМИИ»

Аннотация

Статья посвящена практическому опыту работы по патриотическому воспитанию подростков юнармейского движения в специально созданном мобильном приложении. В статье рассматривается пример взаимодействия детей и подростков в Сети при создании определенных коммуникационных условий.




Цифровизация охватывает все области жизни современного человека, что особенно проявляется в подростковой среде. Жизнь любого ребенка сегодня невозможно представить без контакта с тем или иным гаджетом. Но что именно он в них ищет и что находит? Как найденное влияет на ребенка — предмет многочисленных исследований педагогов и психологов.

Над подобным вопросом сегодня размышляют такие специалисты, как И. В. Дубровина, И. А. Макарова, Л. Г. Логинова, Г. В. Солдатова и др. Несмотря на разницу позиций, ученые признают, что уже сейчас основным источником информации, источником знания и инструментом развития молодого поколения становится Интернет [1].

Однако страх у старшего поколения перед экспансией цифровизации всего свободного и несвободного времени ребенка вызывает в некоторых семьях желание насовсем отлучить детей от телефонов, планшетов и телевизоров. Имеется достаточное количество примеров того, как негативно влияют гаджеты на детей. Американский ученый индийского происхождения Шими Канг пишет: «Оказалось, что у тоддлеров (то есть детей в возрасте 1 года — 3 лет, от англ. to toddle — “неуверенно ходить”), которые проводят перед экраном больше времени, чем другие, сканирование головного мозга диагностирует сниженный уровень миелинизации, или “целостности белого вещества”. Дальнейшие исследования показали, что уровень грамотности и языковых шагов у них ниже, чем у детей, не использующих гаджеты» [2, с. 23].

Цифровизация влияет на общество сильнее, чем обществу иногда кажется. И с новой сферой деятельности общество начинает обращаться так, как уже привыкло, — определять риски, устанавливать правила и законы, поощрять положительный и порицать негативный опыт. Тут же наравне с очевидными минусами появляются и неоспоримые плюсы, и с этими плюсами начинают работать специалисты.

Гармоничное существование в эпоху цифровизации требует обладания цифровой грамотностью и развития цифровой компетентности, а эти процессы не являются стихийными. Система знаний, умений, навыков, установок, которые необходимы для жизни в цифровом обществе, должна быть осознана и управляема [6].

Список литературы

1. Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества / И. В. Дубровина // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 1 (29).
2. Канг Шими. Цифровая дисциплина / Шими Канг. — Москва, 2022. — С. 359. Kang Shimi. Tsifrovaya distsiplina / Shimi Kang. — Moskva, 2022. — S. 359. 3. Кудинов В. А. История детского и юношеского движения в России / В. А. Кудинов. — Кострома : КГУ, 2017. —
3. Логинова Л. Г. Воспитание и дополнительное образование детей: эпистема в цифровой эпохе / Л. Г. Логинова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тульское образовательное пространство. — 2021. — № 1.
4. Макарова И. А. Воспитание в эпоху цифровизации / И. А. Макарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — С. 41–46.
5. Максимова Л. Ю. Цифровые технологии формирования гражданской идентичности девочек-подростков / Л. Ю. Максимова, Л. А. Григорович // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сб. cтатей II Всерос. науч.практ. конф. с междунар. уч
6. Мальцева Ю. А. Детское движение в России. Уроки истории / Ю. А. Мальцева. — Ижевск : Удмурт. ун-т, 2000. — 516 с.
7. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — Москва : Народное образование, 2017. — 838 с.

Остальные статьи