Решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях цифровизации на примере «Цифрового дома» «ЮНАРМИИ»
Аннотация
Статья посвящена практическому опыту работы по патриотическому воспитанию подростков юнармейского движения в специально созданном мобильном приложении. В статье рассматривается пример взаимодействия детей и подростков в Сети при создании определенных коммуникационных условий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 106-112 |
УДК | 37.035.6 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_106 |
Цифровизация охватывает все области жизни современного человека, что особенно проявляется в подростковой среде. Жизнь любого ребенка сегодня невозможно представить без контакта с тем или иным гаджетом. Но что именно он в них ищет и что находит? Как найденное влияет на ребенка — предмет многочисленных исследований педагогов и психологов.
Над подобным вопросом сегодня размышляют такие специалисты, как И. В. Дубровина, И. А. Макарова, Л. Г. Логинова, Г. В. Солдатова и др. Несмотря на разницу позиций, ученые признают, что уже сейчас основным источником информации, источником знания и инструментом развития молодого поколения становится Интернет [1].
Однако страх у старшего поколения перед экспансией цифровизации всего свободного и несвободного времени ребенка вызывает в некоторых семьях желание насовсем отлучить детей от телефонов, планшетов и телевизоров. Имеется достаточное количество примеров того, как негативно влияют гаджеты на детей. Американский ученый индийского происхождения Шими Канг пишет: «Оказалось, что у тоддлеров (то есть детей в возрасте 1 года — 3 лет, от англ. to toddle — “неуверенно ходить”), которые проводят перед экраном больше времени, чем другие, сканирование головного мозга диагностирует сниженный уровень миелинизации, или “целостности белого вещества”. Дальнейшие исследования показали, что уровень грамотности и языковых шагов у них ниже, чем у детей, не использующих гаджеты» [2, с. 23].
Цифровизация влияет на общество сильнее, чем обществу иногда кажется. И с новой сферой деятельности общество начинает обращаться так, как уже привыкло, — определять риски, устанавливать правила и законы, поощрять положительный и порицать негативный опыт. Тут же наравне с очевидными минусами появляются и неоспоримые плюсы, и с этими плюсами начинают работать специалисты.
Гармоничное существование в эпоху цифровизации требует обладания цифровой грамотностью и развития цифровой компетентности, а эти процессы не являются стихийными. Система знаний, умений, навыков, установок, которые необходимы для жизни в цифровом обществе, должна быть осознана и управляема [6].