Развитие социальной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по обществознанию
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения. Соответственно, одна из ведущих задач педагогической деятельности — развитие социальной компетенции на всех уровнях образовательного процесса. Актуальна тема для предмета «Обществознание» и методики его преподавания, так как изучение данного предмета должно отвечать современным тенденциям цифровизации и изменениям в сфере образования иного характера. Одновременно можно отметить, что в настоящий момент существует проблема недостатка программ внеурочной деятельности по обществознанию, направленных на развитие социальной компетенции обучающихся, отвечающих современным технологиям, в которых была бы реализована интеграция онлайн- и офлайн-форм внеурочной деятельности, и при этом обучающиеся активно включались бы в разработку социально значимых проектов. В таких условиях важно организовать такое обучение и подобрать инструмент оценки качества данной образовательной области. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение социальной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по обществознанию. Полученные результаты могут использоваться в практике педагогов и для дальнейшего исследования по данной теме.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 91-105 |
УДК | 372.854 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_91 |
Введение
В современном информационно-коммуникационном пространстве особое внимание приобретают вопросы процесса внесения личности в социальный институт, то есть социализации каждого гражданина, начиная со школьного возраста. Социальная среда является обязательным условием социализации личности и подразделяется на следующие компоненты: экономические, политические, социальные, духовные. Все перечисленные компоненты влияют на развитие и формирование соответствующих ценностных ориентаций, поведения личности, а также определяют понятия «социализация», «компетенция», «социальная компетенция» и взаимосвязанные с ними «социальная среда», «социальное воспитание».
Под социальной средой понимается, во-первых, сложное многоуровневое образование, конкретное проявление отношений, имеющих место в обществе, где живет и развивается личность; во-вторых, совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, влияющих на его поведение и сознание.
Учитывая толкования многих авторов, социализацию будем понимать как двусторонний взаимообусловленный процесс социального становления личности, который происходит при вхождении индивида в социальное пространство путем интеграции, адаптации, индивидуализации ценностей культуры социума. Именно социализация как процесс становится фундаментом для развития социальной компетенции личности.
Модернизация образовательной сферы в РФ предусматривает использование стандартов ФГОС [1]. На сегодняшний момент важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общее социальное развитие.