Дата публикации: 01.04.2023

Развитие социальной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по обществознанию

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения. Соответственно, одна из ведущих задач педагогической деятельности — развитие социальной компетенции на всех уровнях образовательного процесса. Актуальна тема для предмета «Обществознание» и методики его преподавания, так как изучение данного предмета должно отвечать современным тенденциям цифровизации и изменениям в сфере образования иного характера. Одновременно можно отметить, что в настоящий момент существует проблема недостатка программ внеурочной деятельности по обществознанию, направленных на развитие социальной компетенции обучающихся, отвечающих современным технологиям, в которых была бы реализована интеграция онлайн- и офлайн-форм внеурочной деятельности, и при этом обучающиеся активно включались бы в разработку социально значимых проектов. В таких условиях важно организовать такое обучение и подобрать инструмент оценки качества данной образовательной области. В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение социальной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по обществознанию. Полученные результаты могут использоваться в практике педагогов и для дальнейшего исследования по данной теме.




Введение

В современном информационно-коммуникационном пространстве особое внимание приобретают вопросы процесса внесения личности в социальный институт, то есть социализации каждого гражданина, начиная со школьного возраста. Социальная среда является обязательным условием социализации личности и подразделяется на следующие компоненты: экономические, политические, социальные, духовные. Все перечисленные компоненты влияют на развитие и формирование соответствующих ценностных ориентаций, поведения личности, а также определяют понятия «социализация», «компетенция», «социальная компетенция» и взаимосвязанные с ними «социальная среда», «социальное воспитание».

Под социальной средой понимается, во-первых, сложное многоуровневое образование, конкретное проявление отношений, имеющих место в обществе, где живет и развивается личность; во-вторых, совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, влияющих на его поведение и сознание.

Учитывая толкования многих авторов, социализацию будем понимать как двусторонний взаимообусловленный процесс социального становления личности, который происходит при вхождении индивида в социальное пространство путем интеграции, адаптации, индивидуализации ценностей культуры социума. Именно социализация как процесс становится фундаментом для развития социальной компетенции личности.

Модернизация образовательной сферы в РФ предусматривает использование стандартов ФГОС [1]. На сегодняшний момент важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общее социальное развитие.

Список литературы

1. 1. Бибик Н. М. Компетентностное образование: от теории к практике / Н. М. Бибик, И. Г. Ермаков, О. В. Овчарук. — Киев : Плеяды, 2015. — 120 с.
2. Bibik N. M. Kompetentnostnoe obrazovanie: ot teorii k praktike / N. M. Bibik, I. G. Ermakov, O. V. Ovcharuk. — Kiev : Pleyady, 2015. — 120 s.
3. 2. Галакова О. В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Галакова. — Москва, 2013. — 25 с.
4. Galakova O.V.Razvitie sotsial’noi kompetentnosti mladshikh shkol’nikov vo vneurochnoi deyatel’nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / O. V. Galakova. — Moskva, 2013. — 25 s.
5. 3. Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 2. — С. 46–51.
6. Luneva O. V. Kontseptsiya sotsial’nogo intellekta lichnosti / O. V. Luneva // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2018. — № 2. — S. 46–51.
7. 4. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://edu.shd.ru/index.php?option=" target="_blank">http://edu.shd.ru/index.php?option=</a> com_content&view=article&id=3508/ (дата обращения: 19
8. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii vospitatel’noi raboty v usloviyakh vvedeniya FGOS NOO i OOO dlya obshcheobrazovatel’nykh organizatsii [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://edu.shd.ru/index.php?option=" target="_blank">http://edu.shd.ru/index.php?option=</a> com_content&view=article&id=3508/ (data obra
9. 5. Разумова Н. П. Развитие социальной компетентности школьников в образовательном процессе учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс] / Н. П. Разумова. — URL: www.omsk.edu.ru/_august/2007/ (дата обращения: 23.04.2023).
10. Razumova N. P. Razvitie sotsial’noi kompetentnosti shkol’nikov v obrazovatel’nom protsesse uchrezhdeniya dopolnitel’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / N. P. Razumova. — URL: www.omsk.edu.ru/_august/2007/ (Data obrashcheniya: 23.04.2023).
11. 6. Селюкова М. А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками [Электронный ресурс] / М. А. Селюкова // Эксперимент и инновации в школе. — 2021. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka" target="_blank">https://cyberleninka</a>
12. Selyukova M. A. Razvitie sotsial’noi kompetentsii kak vedushchee napravlenie v rabote shkol’noi sotsial’no-psikhologicheskoi sluzhby s podrostkami [Elektronnyi resurs] / M. A. Selyukova // Eksperiment i innovatsii v shkole. — 2021. — № 6. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
13. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/</a> (дата обращения: 01.05.2023).
14. Federal’nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (v deistvuyushchei redaktsii) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 01.05.
15. 8. Филатова М. Н. Социальные компетенции и современное образование [Электронный ресурс] / М. Н. Филатова, Л. В. Волкова // Высшее образование в России. — 2020. — № 11. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-kompetentsii-isovremennoe-obrazovan" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-kompetentsii-isovremennoe-obrazovan</a>
16. Filatova M. N. Sotsial’nye kompetentsii i sovremennoe obrazovanie [Elektronnyi resurs] / M. N. Filatova, L. V. Volkova // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2020. — № 11. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-kompetentsii-i-sovremennoe-obrazova" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-kompetentsii-i-sovremennoe-obrazova</a>

Остальные статьи