Изучение отношения воспитателей к инклюзивному образованию в дошкольных образовательных организациях
Аннотация
В статье описаны результаты изучения отношения различных целевых групп к инклюзивному образованию в дошкольных образовательных организациях. В ходе анкетирования выявлены несформированность у педагогов ряда профессиональных компетенций и недостаточность ценностного понимания инклюзии. Исследование показало значимость целенаправленной работы с педагогами по формированию у них инновационной компетенции и развитию их профессионального сознания и профессиональных позиций в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 84-90 |
УДК | 373+ 376 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_84 |
На современном этапе развития российской образовательной системы проблема инклюзивного образования остается крайне сложной и неоднозначной [2; 5]. Особую актуальность имеют трудности повсеместного внедрения инклюзивного образования [3; 4]. Педагоги достаточно часто испытывают трудности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивной группе детского сада. К сожалению, профессионально понимающих и работающих в логике инклюзии специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО) пока очень мало.
Среди основных барьеров перед инклюзивным образованием у педагогов ДОО можно выделить страх перед неизвестным, опасность инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональную неуверенность воспитателя, нежелание изменяться, психологическую неготовность к работе с «особыми» детьми [1; 4]. Данные факты мы связываем с несформированностью у педагогов ряда профессиональных компетенций и недостаточной ценностью инклюзии (любая ценность является личностным образованием) [1; 7].
Решению данных проблем может способствовать целенаправленная работа с педагогами ДОО по формированию у них специальных инновационных компетенций для работы в условиях совместного пребывания в группе детей различных категорий [1; 3; 6].
С целью определения технологий работы с педагогами инклюзивных групп было проведено изучение отношения различных целевых групп к инклюзивному образованию в ДОО РФ.
Задачи исследования: