Дата публикации: 31.03.2023

Изучение отношения воспитателей к инклюзивному образованию в дошкольных образовательных организациях

Аннотация

В статье описаны результаты изучения отношения различных целевых групп к инклюзивному образованию в дошкольных образовательных организациях. В ходе анкетирования выявлены несформированность у педагогов ряда профессиональных компетенций и недостаточность ценностного понимания инклюзии. Исследование показало значимость целенаправленной работы с педагогами по формированию у них инновационной компетенции и развитию их профессионального сознания и профессиональных позиций в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.




На современном этапе развития российской образовательной системы проблема инклюзивного образования остается крайне сложной и неоднозначной [2; 5]. Особую актуальность имеют трудности повсеместного внедрения инклюзивного образования [3; 4]. Педагоги достаточно часто испытывают трудности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивной группе детского сада. К сожалению, профессионально понимающих и работающих в логике инклюзии специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО) пока очень мало.

Среди основных барьеров перед инклюзивным образованием у педагогов ДОО можно выделить страх перед неизвестным, опасность инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональную неуверенность воспитателя, нежелание изменяться, психологическую неготовность к работе с «особыми» детьми [1; 4]. Данные факты мы связываем с несформированностью у педагогов ряда профессиональных компетенций и недостаточной ценностью инклюзии (любая ценность является личностным образованием) [1; 7].

Решению данных проблем может способствовать целенаправленная работа с педагогами ДОО по формированию у них специальных инновационных компетенций для работы в условиях совместного пребывания в группе детей различных категорий [1; 3; 6].

С целью определения технологий работы с педагогами инклюзивных групп было проведено изучение отношения различных целевых групп к инклюзивному образованию в ДОО РФ.

Задачи исследования:

Список литературы

1. 1. Давидович Л. Р. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии (Комплексная профилактика отклонений в развитии, интеграция в социум) / Л. Р. Давидович, С. Ю. Бенилова, Н. В. Микляева, Ж. В. Антипова. — Москва : Изд-во Моск. психол.-
2. 2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://pravo.gov.ru/proxy/" target="_blank">http://pravo.gov.ru/proxy/</a> ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 09.12.2018).
3. 3. Инклюзивное образование : учеб. пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова и др. ; сост. О. Л. Леханова. — Череповец : ЧГУ, 2016. — 162 с.
4. 4. Педагогика и психология инклюзивного образования : учеб. пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова и др. ; под ред. Д. З. Ахметовой. — Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 204 с.
5. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://www.edu." target="_blank">http://www.edu.</a> ru/ documents/view/
6. 6. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва. — Москва : Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.
7. 7. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : учеб. пособие / И. В. Карпенкова, Е. В. Самсонова, С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. — Москва : Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2017.

Остальные статьи