Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных организаций: состояние и перспективы
Аннотация
Представленная статья, вне всякого сомнения, является актуальной и своевременной. Актуальность обусловлена геополитическими общемировыми событиями и серьезными проблемами в отечественном образовании, связанными с низким качественным уровнем гражданско-патриотического воспитания российских школьников. В статье анализируются базовые понятия изучаемого проблемного поля, а также обосновываются основные направления обеспечения гражданско-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 75-84 |
УДК | 37.035.6 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_75 |
В настоящее время социокультурная реальность в России характеризуется существенным снижением понимания значимости патриотизма и гражданственности как важных характеристик массового общественного сознания, необходимого условия полноценного развития социума и государства. Патриотизм и гражданственность являются важными общественными детерминантами духовно-нравственного оздоровления российского народа, построения единого гражданского общества в России, что особенно актуально в современной геополитической ситуации. Таким образом, необходимость возрождения полноценного гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения россиян не вызывает сомнения [9].
В настоящий момент для теоретиков и практиков образования является очевидным, что в новых реалиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы должно строиться на абсолютно иных методологических подходах и принципах. В связи с этим перед российским обществом, государством и, соответственно, отечественным образованием стоит важная и ответственная задача: доминирующую либеральную образовательную парадигму необходимо кардинально менять на парадигму гражданско-патриотическую, так как важнейшая миссия отечественного образования в свете последних событий состоит в необходимости формирования у школьников гражданско-патриотической мировоззренческой позиции, во всей множественности ее проявления [11; 12; 14].
Важно, что такое методологическое обновление априори невозможно вне соответствующей профессиональной педагогической деятельности, которую должны осуществлять педагоги новой формации, подготовленные проводить воспитательную работу исходя из требований, предъявляемых современными цивилизационными общемировыми и российскими реалиями [10].
Совершенно очевидно, что сложные проблемы гражданско-патриотического воспитания российских школьников невозможно решить только в рамках отдельных акций и мероприятий. Необходимо создать целостную, продуманную воспитательную систему, обеспечивающую слаженную совместную деятельность государства, педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленную на конструктивную социализацию детей, подростков и юношества, в том числе социализацию гражданско-патриотического характера.
Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных организаций в современных условиях не должно и не может в неизменном виде копировать советские традиции и образцы, хотя советский опыт такого воспитания, вне всякого сомнения, имеет существенное значение. Патриотизм и гражданственность в настоящее время должны обрести новые императивы, адекватные тенденциям развития общемировой цивилизации [3; 4]. Важно понимать, что и патриотизм, и гражданственность наиболее эффективно формируются на основе развития у личности школьника соответствующей мировоззренческой позиции. Кроме этого, гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы в обязательном порядке должно учитывать не только общефедеральные требования (хотя они должны быть базовыми), но и специфику конкретного региона России, каким и является многонациональный Ставропольский край.