Дата публикации: 01.04.2023

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных организаций: состояние и перспективы

Аннотация

Представленная статья, вне всякого сомнения, является актуальной и своевременной. Актуальность обусловлена геополитическими общемировыми событиями и серьезными проблемами в отечественном образовании, связанными с низким качественным уровнем гражданско-патриотического воспитания российских школьников. В статье анализируются базовые понятия изучаемого проблемного поля, а также обосновываются основные направления обеспечения гражданско-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций.




В настоящее время социокультурная реальность в России характеризуется существенным снижением понимания значимости патриотизма и гражданственности как важных характеристик массового общественного сознания, необходимого условия полноценного развития социума и государства. Патриотизм и гражданственность являются важными общественными детерминантами духовно-нравственного оздоровления российского народа, построения единого гражданского общества в России, что особенно актуально в современной геополитической ситуации. Таким образом, необходимость возрождения полноценного гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения россиян не вызывает сомнения [9].

В настоящий момент для теоретиков и практиков образования является очевидным, что в новых реалиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы должно строиться на абсолютно иных методологических подходах и принципах. В связи с этим перед российским обществом, государством и, соответственно, отечественным образованием стоит важная и ответственная задача: доминирующую либеральную образовательную парадигму необходимо кардинально менять на парадигму гражданско-патриотическую, так как важнейшая миссия отечественного образования в свете последних событий состоит в необходимости формирования у школьников гражданско-патриотической мировоззренческой позиции, во всей множественности ее проявления [11; 12; 14].

Важно, что такое методологическое обновление априори невозможно вне соответствующей профессиональной педагогической деятельности, которую должны осуществлять педагоги новой формации, подготовленные проводить воспитательную работу исходя из требований, предъявляемых современными цивилизационными общемировыми и российскими реалиями [10].

Совершенно очевидно, что сложные проблемы гражданско-патриотического воспитания российских школьников невозможно решить только в рамках отдельных акций и мероприятий. Необходимо создать целостную, продуманную воспитательную систему, обеспечивающую слаженную совместную деятельность государства, педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленную на конструктивную социализацию детей, подростков и юношества, в том числе социализацию гражданско-патриотического характера.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных организаций в современных условиях не должно и не может в неизменном виде копировать советские традиции и образцы, хотя советский опыт такого воспитания, вне всякого сомнения, имеет существенное значение. Патриотизм и гражданственность в настоящее время должны обрести новые императивы, адекватные тенденциям развития общемировой цивилизации [3; 4]. Важно понимать, что и патриотизм, и гражданственность наиболее эффективно формируются на основе развития у личности школьника соответствующей мировоззренческой позиции. Кроме этого, гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы в обязательном порядке должно учитывать не только общефедеральные требования (хотя они должны быть базовыми), но и специфику конкретного региона России, каким и является многонациональный Ставропольский край.

Список литературы

1. Sovremennye tekhnologii pravovogo prosveshcheniya molodezhi: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt [Elektronnyi resurs] / pod red. A. Ya. Sukhareva : monografiya. — Moskva : Mir nauki, 2020. — 361 s. — URL: <a href="https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf" target="_blank">https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf</a> (data obrashche
2. 14. Современные технологии правового просвещения молодежи: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] / под ред. А. Я. Сухарева : монография. — Москва : Мир науки, 2020. — 361 с. — URL: <a href="https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf" target="_blank">https://izd-mn.com/PDF/62MNNPM20.pdf</a> (дата обращения: 17.03
3. Rostovskaya T. K. Tsennostnye orientiry sovremennoi molodezhi: osobennosti i tendentsii : monografiya / T. K. Rostovskaya, T. B. Kaliev. — Moskva : RUSAINS, 2019. — 228 s.
4. 13. Ростовская Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции : монография / Т. К. Ростовская, Т. Б. Калиев. — Москва : РУСАЙНС, 2019. — 228 с.
5. Rossiiskaya shkola: nachalo XXI veka / S. G. Kosaretskii, K. A. Barannikov, A. A. Belikov i dr. ; pod red. S. G. Kosaretskogo, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — Moskva : Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki,
6. 12. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. —
7. Razvitie obrazovaniya v novykh ekonomicheskikh usloviyakh: ot idei do praktiki : sb. statei Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunarodnym uchastiem) (Nizhnii Tagil, 29 yanvarya 2020 g.). — Nizhnii Tagil : Izd-vo GAPOU SO «Nizhnetagil’skii tekhnikum metall
8. 11. Развитие образования в новых экономических условиях: от идеи до практики : сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (Нижний Тагил, 29 января 2020 г.). — Нижний Тагил : Изд-во ГАПОУ СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатыва
9. Organizatsiya raboty s molodezh’yu: metody, formy, tekhnologii v sovremennykh usloviyakh : kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. K. A. Fomicheva. — Kurgan : Izdvo Kurganskogo gos. un-ta, 2017. — 152 s.
10. 10. Организация работы с молодежью: методы, формы, технологии в современных условиях : коллективная монография / под общ. ред. К. А. Фомичева. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. — 152 с.
11. Korotkikh S. Ot problem vospitaniya v sisteme sovremennogo otechestvennogo obrazovaniya k Natsional’noi doktrine obrazovaniya / S. Korotkikh // Vospitanie shkol’nikov. — 2022. — № 6. — S. 3–7.
12. 9. Коротких С. От проблем воспитания в системе современного отечественного образования к Национальной доктрине образования / С. Коротких // Воспитание школьников. — 2022. — № 6. — С. 3–7.
13. Karnysheva O. A. Osobennosti etnicheskoi identichnosti u predstavitelei iz etnicheski smeshannykh i nesmeshannykh semei / Mezhdistsiplinarnye resursy ekonomicheskoi psikhologii v formirovanii etnoregional’noi identichnosti i pozitivnogo obraza «maloi Rodi
14. 8. Карнышева О. А. Особенности этнической идентичности у представителей из этнически смешанных и несмешанных семей / Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа «малой Родины» / О. А
15. Karnysheva O. A. Lichnostnye resursy proyavleniya etnicheskikh identichnosti i samosoznaniya (sibirskii frontir) : dis. … kand. psikhol. nauk : 19.00.01 / O. A. Karnysheva. — Irkutsk, 2019. — 182 s.
16. 7. Карнышева О. А. Личностные ресурсы проявления этнических идентичности и самосознания (сибирский фронтир) : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / О. А. Карнышева. — Иркутск, 2019. — 182 с.
17. Karnyshev A. D. Priroda ekonomicheskogo patriotizma i grazhdanskogo sotrudnichestva: etnopsikhologicheskii ekskurs / A. D. Karnyshev, E. A. Ivanova, O. A. Karnysheva. — Moskva : IP RAN, 2017. — 480 s.
18. 6. Карнышев А. Д. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологический экскурс / А. Д. Карнышев, Е. А. Иванова, О. А. Карнышева. — Москва : ИП РАН, 2017. — 480 с.
19. Gal’chenko A. S. Psikhologicheskie determinanty formirovaniya grazhdanskoi identichnosti u starsheklassnikov : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / A. S. Gal’chenko. — Sankt-Peterburg, 2021. — 23 s.
20. 5. Гальченко А. С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. С. Гальченко. — Санкт-Петербург, 2021. — 23 с.
21. Vospitanie grazhdanina i patriota sovremennoi Rossii : sb. nauch.-prakt. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. — Sankt-Peterburg : Assotsiatsiya veteranov pedagogicheskogo truda obshchego i dopolnitel’nogo obrazovaniya, 2021. — 152 s.
22. 4. Воспитание гражданина и патриота современной России : сб. науч.-практ. материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург : Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2021. — 152 с.
23. Vagaitseva E. S. Formirovanie grazhdanstvennosti starshikh shkol’nikov v sovremennom obshchestve : dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / E. S. Vagaitseva. — Kemerovo, 2018. — 238 s.
24. 3. Вагайцева Е. С. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Вагайцева. — Кемерово, 2018. — 238 с.
25. Vagaitseva E. S. Faktory, vliyayushchie na formirovanie grazhdanstvennosti shkol’nikov v usloviyakh informatsionnogo obshchestva / E. S. Vagaitseva // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2017. — № 2 (26). — S. 98–108.
26. 2. Вагайцева Е. С. Факторы, влияющие на формирование гражданственности школьников в условиях информационного общества / Е. С. Вагайцева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 2 (26). — С. 98–108.
27. Bogdanova N. A. Sotsial’naya identichnost’ lichnosti / N. A. Bogdanova // Molodoi uchenyi. — 2018. — № 8 (194). — S. 117–119.
28. 1. Богданова Н. А. Социальная идентичность личности / Н. А. Богданова // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 117–119.

Остальные статьи