Механизм трансформации общих способностей в художественные в структуре одаренности
Аннотация
В статье рассматривается механизм трансформации общих способностей в специальные, в данном случае художественные, в структуре одаренности, представленной в телеологической парадигме. В статье дана авторская дефиниция одаренности. Основными факторами, преобразующими общие способности в художественные, являются: эстетическое отношение к действительности — первооснова художественной одаренности; эстетическая реакция, исследованная Л. С. Выготским; эмоционально-энергетический резонанс (Любарт Т.); физиология движений, механизм которой представлен в трудах Н. А. Бернштейна. Знание действий механизма трансформации общих способностей в художественные, по мнению автора статьи, позволяет создавать благоприятные условия для формирования и развития художественной одаренности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 66-74 |
УДК | 159.928 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_66 |
Согласно одной из парадигм одаренности, которой придерживается автор данной статьи, одаренность обнаруживает себя в результате трансформации высоких нейтральных способностей в специальные. Данная парадигма связана с личностно-целевым (телеологическим) подходом. Исходной позицией в изучении одаренности в этой парадигме является не структура деятельности, а целостно-личностная характеристика человека, которая определяет его как философа, ученого, художника, политика, бизнесмена и т. д. (Арсеньев А. С., Бахтин М. М., Крутецкий В. А., Лосский Н. О., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Ражников В. Г., Ягункова В. П., Юнг К.). Одаренность в этой парадигме есть свойство личности, которая фактически есть синоним одаренности, поскольку возможность быть личностью — это духовный дар, призвание человека к некоей высокой миссии. Как одаренность не является только свойством психики, так и личность не является только продуктом социализации. И та и другая истоком своим имеют сверхличную сферу, укоренены в духовной реальности. Для постижения феномена одаренности недостаточно психологического инструментария: феномен не вычерпывается психологией, поскольку он есть не столько психическое образование, сколько духовное; он не укладывается в рамки каузальной научной парадигмы, понятийный аппарат физиологии, психологии и педагогики.
Способности к творчеству, как полагает А. А. Мелик-Пашаев, своим происхождением обязаны источнику, трансцендентному познанию. Они не создаются как качества, отвечающие требованиям деятельности, а образуются как органы самореализации субъекта в формах той или иной деятельности, как осуществление возможностей потенций творческого «Я» [11].
Одаренность детерминирована целевой причиной, которая есть: 1) идеальная форма самой личности (ее образ существует в высшем «Я» духовного опыта); 2) идеальная форма того сегмента действительности, в котором личность себя реализует; 3) идеальная форма самой деятельности.
Сообразно целевой причине личность наделяется энергетическим и деятельностным ресурсом для выполнения жизненной сверхзадачи, которая осуществляется посредством не одной деятельности, а подчас несколькими ее видами и направлениями. Одаренность в данной парадигме определяется автором данной статьи как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение жизненной сверхзадачи; как способность творческой личности к интеграции и трансформации общих способностей в специальные, обеспечивающие успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений. Одаренность, согласно данной парадигме, порождает деятельность, но развивается и совершенствуется в самой деятельности, в которой приобретает новое качество и совершенную структуру. Каков же механизм этой трансформации? Что способствует превращению нейтральных способностей в специальные, в данном случае художественные?
Исходным пунктом в постижении механизма трансформации общих способностей в художественные является положение об эстетическом отношении человека к действительности как психологической первооснове художественной одаренности, выведенное известным российским психологом А. А. Мелик-Пашаевым [11; 12]. Согласно этому положению, эстетическое отношение к действительности (далее ЭОД) есть целостная характеристика личности, а художественные способности есть множественное выражение этой целостности. ЭОД является фактором, порождающим способности к художественнотворческой деятельности, путем трансформации общих нейтральных способностей в специальные. ЭОД предполагает наличие эмоциональной культуры, опыта эмоционально-ценностного переживания встреч с действительностью и произведениями искусства через восприятие выразительного — предметов, явлений, вызывающих активацию эмоциональной сферы, сопряженной со всеми другими психическими сферами личности, в которой происходит накопление фонда эстетических эмоций в многообразии их модальностей. Восприятие выразительного в действительности, его постижение (целостное, органичное через форму, материал, его количественные и качественные характеристики, цвет, движение, эмоциональный тон) осуществляется всем имеющимся у человека «инструментарием»: посредством сенсорного аппарата, эмоций, эмпатии, интуиции, рефлексии, способности к синестезии, художественного мышления, материала самого предмета отображения (модели) и художественного творчества. Объекты и явления, ставшие предметом эстетического восприятия, становятся моделью для создания художественного образа, который является их трансформацией во внутреннем мире творца. Эта трансформация невозможна без участия способностей и качеств личности, ее духовного, психического и физического ресурса, который трансформируется «целестремительностью» творца, поставленной художественной задачей. Таким образом, эстетические «модели» (объекты и явления) наличной действительности интериоризуются во внутренний мир творца, где они посредством трансформации эстетических способностей и свойства личности в художественные способности и свойства превращаются в художественные образы, а затем экстериоризуются обратно в наличную действительность в виде художественных произведений.