Дата публикации: 31.03.2023

Механизм трансформации общих способностей в художественные в структуре одаренности

Аннотация

В статье рассматривается механизм трансформации общих способностей в специальные, в данном случае художественные, в структуре одаренности, представленной в телеологической парадигме. В статье дана авторская дефиниция одаренности. Основными факторами, преобразующими общие способности в художественные, являются: эстетическое отношение к действительности — первооснова художественной одаренности; эстетическая реакция, исследованная Л. С. Выготским; эмоционально-энергетический резонанс (Любарт Т.); физиология движений, механизм которой представлен в трудах Н. А. Бернштейна. Знание действий механизма трансформации общих способностей в художественные, по мнению автора статьи, позволяет создавать благоприятные условия для формирования и развития художественной одаренности.




Согласно одной из парадигм одаренности, которой придерживается автор данной статьи, одаренность обнаруживает себя в результате трансформации высоких нейтральных способностей в специальные. Данная парадигма связана с личностно-целевым (телеологическим) подходом. Исходной позицией в изучении одаренности в этой парадигме является не структура деятельности, а целостно-личностная характеристика человека, которая определяет его как философа, ученого, художника, политика, бизнесмена и т. д. (Арсеньев А. С., Бахтин М. М., Крутецкий В. А., Лосский Н. О., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Ражников В. Г., Ягункова В. П., Юнг К.). Одаренность в этой парадигме есть свойство личности, которая фактически есть синоним одаренности, поскольку возможность быть личностью — это духовный дар, призвание человека к некоей высокой миссии. Как одаренность не  является только свойством психики, так и личность не является только продуктом социализации. И та и другая истоком своим имеют сверхличную сферу, укоренены в духовной реальности. Для постижения феномена одаренности недостаточно психологического инструментария: феномен не вычерпывается психологией, поскольку он есть не столько психическое образование, сколько духовное; он не укладывается в рамки каузальной научной парадигмы, понятийный аппарат физиологии, психологии и педагогики.

Способности к творчеству, как полагает А. А. Мелик-Пашаев, своим происхождением обязаны источнику, трансцендентному познанию. Они не создаются как качества, отвечающие требованиям деятельности, а образуются как органы самореализации субъекта в формах той или иной деятельности, как осуществление возможностей потенций творческого «Я» [11].

Одаренность детерминирована целевой причиной, которая есть: 1) идеальная форма самой личности (ее образ существует в высшем «Я» духовного опыта); 2) идеальная форма того сегмента действительности, в котором личность себя реализует; 3) идеальная форма самой деятельности.

Сообразно целевой причине личность наделяется энергетическим и деятельностным ресурсом для выполнения жизненной сверхзадачи, которая осуществляется посредством не одной деятельности, а подчас несколькими ее видами и направлениями. Одаренность в данной парадигме определяется автором данной статьи как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение жизненной сверхзадачи; как способность творческой личности к интеграции и трансформации общих способностей в специальные, обеспечивающие успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений. Одаренность, согласно данной парадигме, порождает деятельность, но развивается и совершенствуется в самой деятельности, в которой приобретает новое качество и совершенную структуру. Каков же механизм этой трансформации? Что способствует превращению нейтральных способностей в специальные, в данном случае художественные?

Исходным пунктом в постижении механизма трансформации общих способностей в художественные является положение об эстетическом отношении человека к действительности как психологической первооснове художественной одаренности, выведенное известным российским психологом А. А. Мелик-Пашаевым [11; 12]. Согласно этому положению, эстетическое отношение к действительности (далее ЭОД) есть целостная характеристика личности, а художественные способности есть множественное выражение этой целостности. ЭОД является фактором, порождающим способности к художественнотворческой деятельности, путем трансформации общих нейтральных способностей в специальные. ЭОД предполагает наличие эмоциональной культуры, опыта эмоционально-ценностного переживания встреч с действительностью и произведениями искусства через восприятие выразительного — предметов, явлений, вызывающих активацию эмоциональной сферы, сопряженной со всеми другими психическими сферами личности, в которой происходит накопление фонда эстетических эмоций в многообразии их модальностей. Восприятие выразительного в действительности, его постижение (целостное, органичное через форму, материал, его количественные и качественные характеристики, цвет, движение, эмоциональный тон) осуществляется всем имеющимся у человека «инструментарием»: посредством сенсорного аппарата, эмоций, эмпатии, интуиции, рефлексии, способности к синестезии, художественного мышления, материала самого предмета отображения (модели) и художественного творчества. Объекты и явления, ставшие предметом эстетического восприятия, становятся моделью для создания художественного образа, который является их трансформацией во внутреннем мире творца. Эта трансформация невозможна без участия способностей и качеств личности, ее духовного, психического и физического ресурса, который трансформируется «целестремительностью» творца, поставленной художественной задачей. Таким образом, эстетические «модели» (объекты и явления) наличной действительности интериоризуются во внутренний мир творца, где они посредством трансформации эстетических способностей и свойства личности в художественные способности и свойства превращаются в художественные образы, а затем экстериоризуются обратно в наличную действительность в виде художественных произведений.

Список литературы

1. 11. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — 135 с.
2. 21. Школяр Л. В. Педагогика искусства как фундамент эстетического воспитания детей и молодежи / Л. В. Школяр // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. — Москва, 2009. — С. 7–13.
3. 20. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва — Воронеж, 1997.
4. 19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. — Москва : Логос, 1996.
5. 18. Савенков А. И. Психология детской одаренности : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Генезис, 2010.
6. 17. Рождественская Н. В. Психологические методы определения актерской одаренности. Методическая разработка / Н. В. Рождественская. — Ленинград : ЛГИТМИК, 1984.
7. 16. Ражников В. Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В. Г. Ражников // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. — Новосибирск, 1986. — С. 56–69.
8. 15. Николаенко Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. — СанктПетербург : Речь, 2005.
9. 14. Никитин А. А. Художественная одаренность : монография / А. А. Никитин. — Москва : Классика-ХХI, 2010.
10. 13. Методология педагогики музыкального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006.
11. 12. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству : автореф. дис. … д-ра наук /А. А. Мелик-Пашаев. – Москва, 1994. – 51 с.
12. 1. Андреев В. Н. Восприятие и создание художественного образа в изобразительном искусстве / В. Н. Андреев. — Хабаровск, 2008.
13. 10. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. — Дубна : Феникс, 1999.
14. 9. Любарт Т. Психология креативности : учеб. пособие / Т. Любарт ; пер. с фр. — Москва : Когито-центр, 2009. — 215 с.
15. 8. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. — Москва, 1998. — 326 с.
16. 7. Дранков В. Л. Природа художественного таланта / В. Л. Дранков. — СанктПетербург, 2001.
17. 6. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники / С. В. Гиппиус. — Москва — Ленинград : Искусство, 1967.
18. 5. Вэскер А. Б. Система К. С. Станиславского и педагогическое творчество / А. Б. Вэскер // Мир образования — образование в мире. — 2005. — № 3. — С. 77–91.
19. 4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 310 с.
20. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1967.
21. 2. Бернштейн Н. А. Основные методологические позиции физиологии движений / Н. А. Бернштейн // Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. — Москва : Смысл, 2004. — С. 167–210.

Остальные статьи