Цивилизационные ценности русского мира в педагогической системе К. Д. Ушинского (через призму теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского)
Аннотация
В статье параллельно рассматриваются идеи, высказанные в XIX веке русскими мыслителями К. Д. Ушинским и Н. Я. Данилевским. Выделяются особенности и сходства в концепциях ученых. Подчеркивается, что педагогические идеи К. Д. Ушинского связаны с разработкой системы воспитания, направленной на всестороннее развитие личности с опорой на базовые ценности русской цивилизации. Выделяются идея, присущая обоим авторам, о многовариативности исторического развития обществ, различия европейской и русской цивилизаций, отражающиеся на системе педагогического воспитания. Подчеркивается идея, высказанная мыслителями XIX века, о необходимости сохранения традиционных ценностей русского мира.
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 50-65 |
УДК | 37.14.09.03 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_50 |
Сохранение традиционных основ российской цивилизации выступает одной из задач современного педагогического образования и воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) является основателем научной педагогики в России, он заложил духовные принципы системы российского воспитания. Изучая философские и общественно-политические взгляды величайшего русского педагога, советские ученые пытались найти в них проявление материалистических идей. Именно в период «советской цивилизации» были созданы основные работы, связанные с анализом идей К. Д. Ушинского. В конце ХХ — начале ХХI века необходимость использования современных, передовых идей в выстраивании российской модели образования обращает исследователей к цивилизационным идеям, к идее народности К. Д. Ушинского.
В основе трудов К. Д. Ушинского по педагогике лежат идеи, связанные со всесторонним и комплексным воспитанием детей, которые опираются на традиционно присущие русскому народу ценности, включенные в цивилизационный код: православную религию, государственность, патриотизм. По мнению Ушинского, русская педагогика есть неотъемлемая часть русской идеологии. Борьба между идеологиями за сознание народов не останавливается. Противники русского мира — агрессивно настроенные представители западной цивилизации — стремятся разрушить основы базовых ценностей русской культуры, лишить русских исторической памяти, российской истории и родного языка, исказить традиционные ценности русского воспитания. «Именно такие люди ставили перед собой задачу лишить нас исторической памяти, лишить нас своей истории, лишить нас своих традиций, языка», — отметил Президент России во время общения с участниками образовательной программы «Школа наставника» 2 марта 2023 года [6]. Глава государства процитировал К. Д. Ушинского, который называл «невыносимым насилием» попытки отнять у народа его язык, разорвать крепкую связь, связывающую старые и новые поколения в «единое великое, историческое, живое целое» [6], в единую цивилизацию. Президент отметил также, что система образования в стране должна быть суверенной, суверенность — «чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь» для любого государства. Одним из трех принципов суверенитета является независимость, на которую в своих исследованиях также обращали особое внимание великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский и русский мыслитель ХIХ века Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885).
В своей теории культурно-исторических типов развития общества, или цивилизационной теории, Н. Я. Данилевский определил важные законы развития и существования культурно-исторических типов или цивилизаций: 1) народ или группа народов может составить единый культурно-исторический тип, если они разговаривают на одном языке или близких друг другу языках; 2) для того чтобы возникла цивилизация, важна политическая независимость тех народов, которые объединены в самостоятельное государство, так как без политической независимости трудно развивать и сохранять собственную культуру, сберегать родной язык, сохранять обычаи, традиции, беречь духовные и материальные ценности; 3) основы цивилизации одного типа не передаются народам другого типа. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает культурные основания для себя при некотором влиянии чуждых, предыдущих или современных цивилизаций; 4) этнографическое разнообразие элементов культурно-исторического типа способствует независимости элементов и обогащает цивилизацию; 5) культурно-исторические типы похожи на одноплодные деревья, период роста которых продолжителен, а период цветения и плодоношения очень короток [4]. Стоит сделать акцент на третьем законе теории Данилевского, в соответствии с которым цивилизации живут закрыто, и таким образом традиционные ценности внутри цивилизации сохраняются, не переносятся за границы культуры, поэтому очень важно беречь базовые основания, ценности и идеалы. В этом контексте научное наследие Ушинского как раз направленно на сохранение основ русской педагогической культуры и цивилизации в целом.
В данной статье мы предпринимаем попытку рассмотреть наследие К. Д. Ушинского через призму теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Отметим, что и К. Д. Ушинский (1823–1871), и Н. Я. Данилевский (1822–1885) жили и творили в один исторический период времени. Ретроспективный взгляд на историю жизни и творчества этих великих русских мыслителей способен показать не только основные идеи русской философии, но и базирующиеся на них педагогические идеи. Отметим, что биографии К. Д. Ушинского и Н. Я. Данилевского имеют некое сходство. Параллельно опишем основные этапы жизни и творчества великих русских ученых.
19 февраля 1823 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского родился сын Константин. Семья жила в городе Туле. Дмитрий Григорьевич имел дворянское звание, небольшое поместье, участвовал в Отечественной войне 1812 года, находясь в отставке, служил чиновником. Мама Константина, Любовь Степановна Ушинская, рано умерла: Константину было всего 11 лет.