Дата публикации: 01.04.2023

Цивилизационные ценности русского мира в педагогической системе К. Д. Ушинского (через призму теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского)

Аннотация

В статье параллельно рассматриваются идеи, высказанные в XIX веке русскими мыслителями К. Д. Ушинским и Н. Я. Данилевским. Выделяются особенности и сходства в концепциях ученых. Подчеркивается, что педагогические идеи К. Д. Ушинского связаны с разработкой системы воспитания, направленной на всестороннее развитие личности с опорой на базовые ценности русской цивилизации. Выделяются идея, присущая обоим авторам, о многовариативности исторического развития обществ, различия европейской и русской цивилизаций, отражающиеся на системе педагогического воспитания. Подчеркивается идея, высказанная мыслителями XIX века, о необходимости сохранения традиционных ценностей русского мира.




Сохранение традиционных основ российской цивилизации выступает одной из задач современного педагогического образования и воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) является основателем научной педагогики в России, он заложил духовные принципы системы российского воспитания. Изучая философские и общественно-политические взгляды величайшего русского педагога, советские ученые пытались найти в них проявление материалистических идей. Именно в период «советской цивилизации» были созданы основные работы, связанные с анализом идей К. Д. Ушинского. В конце ХХ — начале ХХI века необходимость использования современных, передовых идей в выстраивании российской модели образования обращает исследователей к цивилизационным идеям, к идее народности К. Д. Ушинского.

В основе трудов К. Д. Ушинского по педагогике лежат идеи, связанные со всесторонним и комплексным воспитанием детей, которые опираются на традиционно присущие русскому народу ценности, включенные в цивилизационный код: православную религию, государственность, патриотизм. По мнению Ушинского, русская педагогика есть неотъемлемая часть русской идеологии. Борьба между идеологиями за сознание народов не останавливается. Противники русского мира — агрессивно настроенные представители западной цивилизации — стремятся разрушить основы базовых ценностей русской культуры, лишить русских исторической памяти, российской истории и родного языка, исказить традиционные ценности русского воспитания. «Именно такие люди ставили перед собой задачу лишить нас исторической памяти, лишить нас своей истории, лишить нас своих традиций, языка», — отметил Президент России во время общения с участниками образовательной программы «Школа наставника» 2 марта 2023 года [6]. Глава государства процитировал К. Д. Ушинского, который называл «невыносимым насилием» попытки отнять у народа его язык, разорвать крепкую связь, связывающую старые и новые поколения в «единое великое, историческое, живое целое» [6], в единую цивилизацию. Президент отметил также, что система образования в стране должна быть суверенной, суверенность — «чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь» для любого государства. Одним из трех принципов суверенитета является независимость, на которую в своих исследованиях также обращали особое внимание великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский и русский мыслитель ХIХ века Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885).

В своей теории культурно-исторических типов развития общества, или цивилизационной теории, Н. Я. Данилевский определил важные законы развития и существования культурно-исторических типов или цивилизаций: 1) народ или группа народов может составить единый культурно-исторический тип, если они разговаривают на одном языке или близких друг другу языках; 2) для того чтобы возникла цивилизация, важна политическая независимость тех народов, которые объединены в самостоятельное государство, так как без политической независимости трудно развивать и сохранять собственную культуру, сберегать родной язык, сохранять обычаи, традиции, беречь духовные и материальные ценности; 3) основы цивилизации одного типа не передаются народам другого типа. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает культурные основания для себя при некотором влиянии чуждых, предыдущих или современных цивилизаций; 4) этнографическое разнообразие элементов культурно-исторического типа способствует независимости элементов и обогащает цивилизацию; 5) культурно-исторические типы похожи на одноплодные деревья, период роста которых продолжителен, а период цветения и плодоношения очень короток [4]. Стоит сделать акцент на третьем законе теории Данилевского, в соответствии с которым цивилизации живут закрыто, и таким образом традиционные ценности внутри цивилизации сохраняются, не переносятся за границы культуры, поэтому очень важно беречь базовые основания, ценности и идеалы. В этом контексте научное наследие Ушинского как раз направленно на сохранение основ русской педагогической культуры и цивилизации в целом.

В данной статье мы предпринимаем попытку рассмотреть наследие К. Д. Ушинского через призму теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Отметим, что и К. Д. Ушинский (1823–1871), и Н. Я. Данилевский (1822–1885) жили и творили в один исторический период времени. Ретроспективный взгляд на историю жизни и творчества этих великих русских мыслителей способен показать не только основные идеи русской философии, но и базирующиеся на них педагогические идеи. Отметим, что биографии К. Д. Ушинского и Н. Я. Данилевского имеют некое сходство. Параллельно опишем основные этапы жизни и творчества великих русских ученых.

19 февраля 1823 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского родился сын Константин. Семья жила в городе Туле. Дмитрий Григорьевич имел дворянское звание, небольшое поместье, участвовал в Отечественной войне 1812 года, находясь в отставке, служил чиновником. Мама Константина, Любовь Степановна Ушинская, рано умерла: Константину было всего 11 лет.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 2. — С. 69–166.
2. Ушинский К. Д. О камеральном образовании (Речь на торжественном собрании лицея. 18/IX. 1848 г.) / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 1. — С. 121–249.
3. Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1846–1848 гг.) / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 1. — С. 51–120.
4. Ушинский К. Д. Магазин землеведения и путешествий. Географический сборник, издаваемый Николаем Фроловым, т. II / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 1. — С. 512–554.
5. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 2. — С. 333–361.
6. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 2. — С. 425–488.
7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. I / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — Т. 8. — С. 11–679.
8. Ушинский К. Д. Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания // Архив К. Д. Ушинского : в 4 т. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — Т. 3. — С. 251–491.
9. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Архив К. Д. Ушинского : в 4 т. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — Т. 4. — С. 573–603.
10. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861. — Москва — Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук, 1948. — С. 16.
11. Асоян Ю. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX — начала XX веков) / Ю. Асоян, А. Малафеев. — Москва : ОГИ, 2001. — 344 с.
12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. II / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — Т. 9. — С. 13–562.
13. Семенов П. Н. Николай Яковлевич Данилевский. Некролог. — Санкт-Петербург : Тип. А. С. Суворина, 1885. — 16 с. — С. 5.
14. Семенов-Тян-Шанский П. П. Мемуары П. П. Семенова-Тян-Шанского. — Петроград, 1917. — Т. 1. — С. 110–111.
15. Открытие Года педагога и наставника : сайт. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/" target="_blank">http://www.kremlin.ru/</a> events/president/transcripts/70627 (дата обращения: 10.05.2023).
16. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — Т. 10. — С. 53–622.
17. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — Москва : Книга, 1991. — 576 с.
18. Гончаров И. Ф. К. Д. Ушинский и русская национальная школа / И. Ф. Гончаров // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2009. — № 3. — С. 69–79.
19. Балуев Б. П. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений) // Б. П. Балуев // Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». — 2-е изд., испр. и доп. — Тверь : Булат, 2001. — С. 10–83.

Остальные статьи