Мифология в контексте институционального анализа постмодернистской культуры
Аннотация
В статье обсуждается проблема мифологии и фольклора в условиях агрессивной постмодернистской культуры. Классическая мифология трактуется как воспитательный, нравственный, предысторический феномен в противовес современным потребительским образцам иррациональной иллюзорной мифологии постмодернизма. Развитие работы с молодежью в сфере фольклора и мифологии выступает одним из центральных направлений в деле воспитания и социализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 39-49 |
УДК | 37.035.6 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_39 |
Проблема воспитания подрастающего поколения значима во все времена, без ее решения невозможны передача знаний, опыта, духовнонравственных норм, историко-культурных основ и общечеловеческих традиций, преемственность поколений. Духовно-нравственное воспитание определяется базовыми ценностями государства, которые неотделимы от его культурно-исторической эпохи, социума, религии. Забота о сбережении нашего уникального исторического, культурного, духовного наследия — один из ключевых государственных приоритетов, подчеркивает Президент В. Путин в приветствии участникам, организаторам и гостям VI Всемирной фольклориады 2021 года (https://glavarb.ru/rus/ press_serv/novosti/143247.html).
Особую роль в контексте духовно-нравственного воспитания молодого поколения россиян играет историческое и культурное нематериальное наследие народов, проживающих на территории России, — это национальные традиции, обычаи, ценности, предметы народного искусства, быта и др. Сегодня важно осознавать, что наша страна, где проживают представители свыше 190 национальностей, богата этнокультурным многообразием, каждый из народов имеет свои неповторимые памятники истории и культуры, образцы национального искусства, традиции и обычаи. Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский [16] отмечал, что мир вступает в век Человека, и мы обязаны думать о том, что мы вкладываем в душу человека. Именно поэтому усвоение общечеловеческих норм нравственности, традиции и своеобразие наследия каждого народа России становятся важным этапом формирования моральной и духовной культуры личности. Укрепление преемственности поколений, погружение детей в мир народной культуры, традиций, сказок и игр позволяют сформировать личность растущего человека как носителя ценностей и норм родной культуры, способствуют популяризации культурно-исторических связей как основы духовности и нравственности гражданина страны.
В современной России принципиально важным для понимания процессов воспитания и социализации молодежи является институциональный подход к оценке общественных явлений.
Институциональный подход к анализу общества, выступающий содержанием одной из традиционных парадигм социальной теории, был поставлен во главу исследовательских проектов всех классиков социологической мысли (Вебер М., Дюркгейм Э., Конт О., Спенсер Г. и др.). Так, О. Конт [10] рассматривал основные социальные институты (семья, государство, религия) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций.
Многие отечественные исследователи уделяли внимание проблемам фольклора в контексте институционального анализа общества, среди них М. П. Ахметзянова, С. К. Бондырева, Г. С. Виноградов, А. А. Гагаев, А. Б. Гофман, А. В. Каменец, С. В. Коваленко, Л. А. Мулляр, Ю. М. Резник, К. М. Товбин, В. А. Федотов, О. В. Хухлаева, В. Д. Шинкаренко и др. [1; 2; 3; 5; 6; 8; 9; 11; 15; 18; 19; 21].