Дата публикации: 29.11.2022

Важность эстетического сознания в вокальном обучении

Аннотация

В статье исследуется понятие «эстетическая культура», вопрос эстетического сознания и его роли в обучении вокалу. Изучается формирование и развитие эстетического сознания в процессе музыкальной деятельности, а также то, как оно помогает музыканту воспринять содержание музыкального произведения. Автор подчеркивает равнозначность параллельного развития двух направлений в вокальном обучении: технического и художественного. В статье автор приходит к выводу о том, что эстетическое сознание музыканта отражает его художественное мировоззрение, мышление, воображение, индивидуальную культуру и музыкальный вкус.




Формирование эстетического сознания важно для каждого человека, стремящегося развиться в какой-либо профессии. Когда человек стремится достичь высшего уровня эстетики, ему приходится прилагать интеллектуальные усилия, обращать внимание на нравственные постулаты. Альберт Эйнштейн говорил, что для его научной деятельности эстетическое начало играло важную роль [18, с. 34].

Еще в древние времена люди были убеждены, что творчество не может идти вразрез с эстетической красотой. Сам творец (и его личность) формируется нераздельно от того, как он понимает эстетическую ценность. Даже если рассуждать глобально и говорить о человечестве в целом, можно проследить неразрывную связь между эволюционным прогрессом и эстетическим развитием.

То, насколько человек культурно развит, определяет то, как он будет понимать ценность того или иного творения, насколько он будет мотивирован к этому пониманию, к самому созданию эстетических единиц. Культурное развитие человека тесно связано с тем, насколько развито его образное мышление, насколько качественно он умеет анализировать художественные произведения.

Уровень развития художественной культуры зависит от того, насколько общество образованно, насколько оно интересуется культурой и искусством, насколько оно может его воспринимать и понимать. Высокий уровень развития художественной культуры достигается тогда, когда у человека сформирован художественный вкус, который взращивается по мере его знакомства с предметами искусства. Человек с высоким художественным вкусом умеет эмоционально переживать свое восприятие художественного объекта, а также создавать собственные произведения с ориентировкой на свои внутренние чувства.

Чем больше человек знакомится с предметами искусства, чем больше он занимается собственным творчеством, тем более избирательным становится его вкус, который формируется из приобретенного опыта и знаний. Человек воспринимает предметы культуры в своем собственном сознании, проводит их через собственную призму. Это стимулирует его на собственное творчество, заставляет самовыражаться и совершенствоваться в этом аспекте.

Список литературы

1. Немирович-Данченко Вл. И. О творчестве актера / Вл. И. Немирович-Данченко. — М. : Искусство, 1973. — 487 с.
2. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. — М. : Наука, 1965. — 359 с.
3. Шаляпин Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин ; предисл. Б. Покровского ; коммент., послесл. Е. Дмитриевской. — М. : Союзтеатр, 1989. — 318 с.
4. Сюэ Хун. Эстетическое воспитание и развитие студентов колледжа / Сюэ Хун // Журн. Чунцинского ун-та (общественные науки). — 2017. — № 23 (5). — С. 131–137.
5. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе / Г. П. Стулова. — М. : Ритм, 2012. — 176 с.
6. Стасов В. В. Избранные соч. : в 3 т. Т. 1. — М. : Искусство, 1937. — 648 с.
7. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1, 2. / К. С. Станиславский. — М., 1951. — 421 с.
8. Руднева Ю. А. Ценностно-смысловые аспекты воспитания профессионального мировоззрения будущих педагогов [Электронный ресурс] / Ю. А. Руднева, Н. А. Гущина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 1 (64). — С. 104–113. — DOI: 10.51944/
9. Павлюшина У. А. Формирование духовных и культурных ценностей у подростков на занятиях вокалом / У. А. Павлюшина // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании : сб. статей / под общ. ред. С. М. Низамутдинов
10. Антонова М. А. Музыкальное просветительство в профессиональной подготовке педагога-музыканта / М. А. Антонова, И. А. Белоконь // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4 (308). — С. 67–70.
11. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. — М., 1987. — 87 с. 9. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. — М. : Искусство и наука, 2002. — 496 с.
12. Майковская Л. С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта / Л. С. Майковская. — М. : Музыка, 2006. — 111 с.
13. Егорова Н. А. К вопросу о духовно-нравственных основах обучения эстрадному вокалу и межкультурной компетенции подростков / Н. А. Егорова // Гуманитарное пространство. — 2018. — Т. 7, №1. — С. 97–102.
14. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. — М. : Музыка, 2007. — 368 с.
15. Гу Ифань. Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации / Гу Ифань // Известия ВГПУ. — 2019. — № 9 (142). — С. 89–93.
16. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения / Н. Л. Гродзенская. — М., 1953. — 177 с.
17. Бережанская С. В. Развитие эстетического сознания дошкольника в культурных практиках музыкальной деятельности / С. В. Бережанская // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2019. — № 5 (13). — С. 37–39. 38

Остальные статьи