Дата публикации: 01.04.2023

Познавая музыкально-педагогическое прошлое (по страницам научных работ профессора Н. А. Асташовой)

Аннотация

В статье раскрывается вклад профессора Н. А. Асташовой в исследование различных аспектов истории отечественного общего и профессионального музыкального образования — его истории и практики, творчества видных музыкантов-педагогов, региональной специфики. Подчеркивается роль ученого в деятельности Научного совета по проблемам истории музыкального образования.




Профессор Надежда Александровна Асташова известна в научном сообществе прежде всего как яркий исследователь проблем педагогической  аксиологии. Ее работы в этой области получили признание, широко используются в образовательной практике высших учебных заведений.

Вместе с тем научные интересы ученого не ограничиваются названной сферой. Многие годы Н. А. Асташова ведет научный поиск и в другой области — истории музыкального образования. Заметим, что ее путь в науку начался именно с изучения музыкально-педагогических феноменов прошлого. Получив в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина профессию музыканта-педагога, она продолжила обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР, где предметом ее научных изысканий явились ранее не изучавшиеся аспекты истории советского школьного музыкального образования. Исследование выполнялось под научным руководством члена-корреспондента АПН СССР профессора Захара Ильича Равкина (1918–2004) — одного из ведущих специалистов по истории советской школы и педагогики. Результатом аспирантских занятий стала защищенная в 1990 году кандидатская диссертация «Музыкальное воспитание учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе школы РСФСР (конец 50-х — середина 80-х гг.)» [13].

С созданием в России в 2010 году Научного совета по проблемам истории музыкального образования Н. А. Асташова вошла в состав данного научного объединения, стала одним из активных его членов: систематически принимает участие в заседаниях сессий Совета, выступает с докладами, представляет материалы для публикации. Сегодня список изданных работ ученого включает монографии, учебные пособия, многочисленные статьи, в которых раскрываются различные аспекты исторического развития отечественной музыкальной педагогики и практики приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству.

В настоящей статье делается попытка показать, не претендуя на исчерпывающую полноту, вклад профессора Н. А. Асташовой в научную разработку проблем истории музыкального образования.

При рассмотрении этого вопроса обращает на себя внимание тот факт, что излюбленным познавательным средством Н. А. Асташовой является аксиологический подход (конечно, в ее исследовательской практике применяются и другие методологические ориентиры). В одной из статей [6] она подробно раскрывает собственное понимание сущности этого исследовательского инструмента, показывает, как он может «работать» при изучении музыкально-педагогических явлений и процессов прошлого и настоящего. В опоре на данный подход, артикулируемый не в явной форме, была подготовлена и названная выше диссертация.

Список литературы

1. Асташова Н. А. Музыкальная культура Брянщины: прошлое и современность : монография / Н. А. Асташова, Л. Л. Семенищенкова ; под общ. ред. Н. А. Асташовой. — Брянск : БГУ : Десяточка, 2009. — 166 с.
2. Асташова Н. А. Тенденции развития музыкального воспитания в России (1960-е годы) / Н. А. Асташова // История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития : материалы первой сессии Науч
3. Асташова Н. А. Профессор Петербургской консерватории А. И. Рубец в Стародубе / Н. А. Асташова // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты : материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музык
4. Асташова Н. А. Теория и практика музыкального образования в России (1950–80-е гг.): монография / Н. А. Асташова. — Брянск : Курсив, 2011. — 250 с.
5. Асташова Н. А. Развитие музыкального образования на Брянщине: 1950–1960-е годы / Н. А. Асташова // История музыкального образования: новые исследования : материалы Международного семинара третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального
6. Асташова Н. А. Аксиологический подход в исследовании музыкального образования / Н. А. Асташова // История музыкального образования: новые исследования : материалы Всероссийского (с международным участием) семинара четвертой сессии Научного совета по пр
7. Асташова Н. А. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах Брянской области (конец 1950-х — середина 1980-х гг.) : монография / Н. А. Асташова, В. В. Богатырева. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та ; Брянск : РИО БГУ, 2015. — 150 с.
8. Асташова Н. А. Д. Л. Локшин о хоровом пении в школе / Н. А. Асташова // История музыкального образования: новые исследования : материалы Международного научного семинара пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования/ ред.-с
9. — С. 151–157.
10. Асташова Н. А. Музыка брянских композиторов для детей и юношества: мир образов и идей / Н. А. Асташова // История музыкального образования: новые исследования : материалы Международного семинара шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыка
11. Асташова Н. А. Педагогический потенциал музыкального творчества А. Н. Стрекалова / Н. А. Асташова // История музыкального образования: новые исследования : материалы Всероссийского научного семинара и симпозиума седьмой сессии Научного совета по пробл
12. Брянский край музыкальный : книга для учителя / автор-сост. Н. А. Асташова. — Брянск : Курсив, 2012. — 283 с.
13. Музыкальное образование: ресурсы национально-регионального компонента : сб. науч. статей / под ред. Н. А. Асташовой ; Брянск. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского. — Брянск, 2011. — 239 с.
14. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности : коллективная монография. Серия «Научная школа» / под ред. Н. А. Асташовой. — Брянск : Десяточка, 2013. — 300 с.
15. Самуйлова Н. А. [Асташова Н. А.] Музыкальное воспитание учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе школы РСФСР (конец 50-х — середина 80-х гг.) : дис. … канд. пед. наук / Н. А. Самуйлова [Н. А. Асташова] ; НИИ теории и истории педагогики АПН

Остальные статьи