Познавая музыкально-педагогическое прошлое (по страницам научных работ профессора Н. А. Асташовой)
Аннотация
В статье раскрывается вклад профессора Н. А. Асташовой в исследование различных аспектов истории отечественного общего и профессионального музыкального образования — его истории и практики, творчества видных музыкантов-педагогов, региональной специфики. Подчеркивается роль ученого в деятельности Научного совета по проблемам истории музыкального образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2023 |
Страницы | 7-17 |
УДК | 78.03 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_2_7 |
Профессор Надежда Александровна Асташова известна в научном сообществе прежде всего как яркий исследователь проблем педагогической аксиологии. Ее работы в этой области получили признание, широко используются в образовательной практике высших учебных заведений.
Вместе с тем научные интересы ученого не ограничиваются названной сферой. Многие годы Н. А. Асташова ведет научный поиск и в другой области — истории музыкального образования. Заметим, что ее путь в науку начался именно с изучения музыкально-педагогических феноменов прошлого. Получив в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина профессию музыканта-педагога, она продолжила обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР, где предметом ее научных изысканий явились ранее не изучавшиеся аспекты истории советского школьного музыкального образования. Исследование выполнялось под научным руководством члена-корреспондента АПН СССР профессора Захара Ильича Равкина (1918–2004) — одного из ведущих специалистов по истории советской школы и педагогики. Результатом аспирантских занятий стала защищенная в 1990 году кандидатская диссертация «Музыкальное воспитание учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе школы РСФСР (конец 50-х — середина 80-х гг.)» [13].
С созданием в России в 2010 году Научного совета по проблемам истории музыкального образования Н. А. Асташова вошла в состав данного научного объединения, стала одним из активных его членов: систематически принимает участие в заседаниях сессий Совета, выступает с докладами, представляет материалы для публикации. Сегодня список изданных работ ученого включает монографии, учебные пособия, многочисленные статьи, в которых раскрываются различные аспекты исторического развития отечественной музыкальной педагогики и практики приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству.
В настоящей статье делается попытка показать, не претендуя на исчерпывающую полноту, вклад профессора Н. А. Асташовой в научную разработку проблем истории музыкального образования.
При рассмотрении этого вопроса обращает на себя внимание тот факт, что излюбленным познавательным средством Н. А. Асташовой является аксиологический подход (конечно, в ее исследовательской практике применяются и другие методологические ориентиры). В одной из статей [6] она подробно раскрывает собственное понимание сущности этого исследовательского инструмента, показывает, как он может «работать» при изучении музыкально-педагогических явлений и процессов прошлого и настоящего. В опоре на данный подход, артикулируемый не в явной форме, была подготовлена и названная выше диссертация.