Дата публикации: 30.03.2023

Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования

Аннотация

В статье обсуждается актуальная проблема воспитания как фактора социального становления личности школьника, развития его духовно-нравственной культуры. Образование неразрывно связано с культурой — в прошлом, настоящем и будущем. Когда эта связь нарушается — падает уровень воспитания школьников, снижается культурный уровень общества. «Выпадение» воспитания из феномена «образование» негативно отражается на качестве подготовки учителей. Обеспечение непрерывного образования в полном объеме — и обучения, и воспитания — требует более высокой профессионально-личностной подготовки учителя в педагогических вузах.




Система образования существует не сама по себе, а в пространстве современного общества в условиях быстро меняющегося социально-культурного мира, цифровизации образовательного процесса, усложняющихся межпоколенческих отношений и пр.  

Известно, что «любое социальное изменение начинается как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентаций, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей» [5, с. 5]. Потому задача возрождения и развития высокого профессионального и культурного уровня молодого поколения в этих новых условиях приобретает особую актуальность.

Решение этой важной задачи вызывает потребность критически посмотреть на то, что происходит в системе современного образования, внимательно проанализировать цели и ценности, на которые ориентировано нынешнее образование, восстановить историческую культурную преемственность поколений, возродить уважение к учителю, преподавателю, наставнику, проанализировать психологические, социально-педагогические возможности культурного взаимодействия обучения и воспитания подрастающего поколения и пр. По мысли Л. С. Выготского, именно «врастание» ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова, а «история культурного развития ребенка приводит нас вплотную к вопросам воспитания» [3, т. 3, с. 291].

Воспитание как важнейшая часть образовательного процесса — вечная проблема, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. К. Д. Ушинский писал, что в каждой системе есть что-то ценное, что опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы. И в России воспитание должно быть организовано не путем заимствования чужих воспитательных систем, не путем подражания им, а путем творческим, путем выяснения потребностей собственного народа и удовлетворения этих потребностей (см.: [19, с. 279]).

Ценностно определяющей воспитание в нашей стране всегда являлась духовно-нравственная культура России. «Культура, — писал Д. С. Лихачев, — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией» [12, с. 349]. Быть может, это явление включает в себя самое главное — привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей Родине. К. Симонов писал, и это сейчас очень актуально: «Наверное, у всякого человека, не лишенного чувства Родины и чувства личной ответственности, в глубине души всегда присутствует ощущение, что он со всеми своими собственными человеческими качествами в то же время микроскопическая частица своего народа. И чем ответственнее обстановка, чем масштабнее события, тем острее это ощущение» [16, с. 14].

Список литературы

1. 10. Крон, А. А. Вечная проблема : очерки / А. А. Крон. — Москва : Советский писатель, 1969. — 293 с.
2. 19. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. — Москва : Гранд-Фаир, 2004. — 576 с.
3. 18. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — Москва : Педагогика, 1985. — Т. 1. — 328 с.
4. 17. Скатов, Н. О. О культуре / Н. О. Скатов. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2010. — 416 с.
5. 16. Симонов, К. В этом непростом мире : очерки / К. Симонов. — Москва : Советская Россия, 1974. — 29 с.
6. 15. Пономаренко, В. А. Профессия — психолог труда / В. А. Пономаренко. — Москва : Институт психологии РАН, 2007. — 398 с.
7. 14. Межуев, В. М. Современное знание о культуре / В. М. Межуев. — СанктПетербург : СПбГУП, 2008. — 26 с.
8. 13. Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2005. — 624 с.
9. 12. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2006. — 416 с.
10. 11. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
11. 1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод. основы / Ю. К. Бабанский. — Москва : Просвещение, 1982. — 192 с.
12. 9. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / Ю. П. Зинченко. — Москва : Гардарики, 2002. — 431 с.
13. 8. Запесоцкий, А. Образование: философия, культурология, политика / А. Запесоцкий. — Москва : Наука, 2002. — 456 с.
14. 7. Дубровина, И. В. Методика преподавания психологии в высшей школе / И. В. Дубровина. — Москва : Юрайт, 2021. — 213 с.
15. 6. Дубровина, И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И. В. Дубровина. — Москва : МПСУ, 2014. — 355 с.
16. 5. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. — Москва : Гардарики, 2002. — 278 с.
17. 4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 480 с.
18. 3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1982–1984.
19. 2. Буева, Л. П. Проблемы нравственной культуры и развития детей России / Л. П. Буева // Государство и дети: реальности России. — Москва, 1995. — С. 47–50.

Остальные статьи