Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования
Аннотация
В статье обсуждается актуальная проблема воспитания как фактора социального становления личности школьника, развития его духовно-нравственной культуры. Образование неразрывно связано с культурой — в прошлом, настоящем и будущем. Когда эта связь нарушается — падает уровень воспитания школьников, снижается культурный уровень общества. «Выпадение» воспитания из феномена «образование» негативно отражается на качестве подготовки учителей. Обеспечение непрерывного образования в полном объеме — и обучения, и воспитания — требует более высокой профессионально-личностной подготовки учителя в педагогических вузах.
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 112-122 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_112 |
Система образования существует не сама по себе, а в пространстве современного общества в условиях быстро меняющегося социально-культурного мира, цифровизации образовательного процесса, усложняющихся межпоколенческих отношений и пр.
Известно, что «любое социальное изменение начинается как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентаций, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей» [5, с. 5]. Потому задача возрождения и развития высокого профессионального и культурного уровня молодого поколения в этих новых условиях приобретает особую актуальность.
Решение этой важной задачи вызывает потребность критически посмотреть на то, что происходит в системе современного образования, внимательно проанализировать цели и ценности, на которые ориентировано нынешнее образование, восстановить историческую культурную преемственность поколений, возродить уважение к учителю, преподавателю, наставнику, проанализировать психологические, социально-педагогические возможности культурного взаимодействия обучения и воспитания подрастающего поколения и пр. По мысли Л. С. Выготского, именно «врастание» ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова, а «история культурного развития ребенка приводит нас вплотную к вопросам воспитания» [3, т. 3, с. 291].
Воспитание как важнейшая часть образовательного процесса — вечная проблема, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. К. Д. Ушинский писал, что в каждой системе есть что-то ценное, что опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы. И в России воспитание должно быть организовано не путем заимствования чужих воспитательных систем, не путем подражания им, а путем творческим, путем выяснения потребностей собственного народа и удовлетворения этих потребностей (см.: [19, с. 279]).
Ценностно определяющей воспитание в нашей стране всегда являлась духовно-нравственная культура России. «Культура, — писал Д. С. Лихачев, — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией» [12, с. 349]. Быть может, это явление включает в себя самое главное — привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей Родине. К. Симонов писал, и это сейчас очень актуально: «Наверное, у всякого человека, не лишенного чувства Родины и чувства личной ответственности, в глубине души всегда присутствует ощущение, что он со всеми своими собственными человеческими качествами в то же время микроскопическая частица своего народа. И чем ответственнее обстановка, чем масштабнее события, тем острее это ощущение» [16, с. 14].