Дата публикации: 01.04.2023

Профессиональная направленность и удовлетворенность трудом как ресурс личностно-профессионального роста учителя

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме педагогической психологии — изучению аспектов педагогической деятельности с учетом профессиональной направленности как стремления рационально применить свои знания, опыт и способности. Рассмотрены основные компоненты профессиональной направленности учителя, установлены ее связь с личностной направленностью и соотношение направленности с удовлетворенностью профессией и работой как долгосрочной оценочной функцией. Приведены результаты исследования особенностей профессиональной и личностной направленности учителя и степени удовлетворенности профессией и работой в зависимости от стажа педагогической деятельности.




Современное общество предъявляет к личности учителя определенные требования, которые нашли свое отражение в профессиональном стандарте «Педагог»: проявление творческого и индивидуального подхода в работе, высокие нравственные ориентиры, профессиональная компетентность, коммуникативные и организационные навыки, умение работать в ситуациях неопределенности.

Педагогическая деятельность в различных ее аспектах рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадриков и др.), анализируются психологическое содержание деятельности учителя, его профессиональная направленность как стремление рационально применить свои знания, опыт, способности.

Профессиональная направленность личности предполагает осознание и принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящихся к ней интересов, идеалов, установок, взглядов, которые выступают показателями уровня ее сформированности, опосредованного удовлетворенностью трудом как оценочным отношением к потребностям, ожиданиям, запросам работника к условиям, процессу и результату труда и возможностью их удовлетворения.

Термин «направленность личности» предложил С. Л. Рубинштейн и определил ее как ориентированность на что-то, определенный предмет и напряжение, которое при этом возникает (см.: [18, с. 685]). В гуманистической психологии направленность личности трактуют как стремление к самоактуализации, самовоплощению, как соответствие человека собственной природе и заложенному ею потенциалу.

Направленность понимают очень широко и определяют как:

Список литературы

1. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — Москва : Просвещение, 2003. — 191 с.
2. Zindjeser, L. Career and Job Satisfaction / L. Zindjeser // The ASHA Leader. — 2009. — Vol. 9, № 20. — P. 4–20.
3. Ryan, R. M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being / R. M. Ryan, E. L. Deci // American Psychologist. — 2000. — Vol. 55. — P. 68–78.
4. Deci, E. L. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan. — New York : Plenum, 1985. — 153 р.
5. Сейтешев, А. П. Профессиональная направленность личности : (Теория и практика воспитания) / А. П. Сейтешев. — Алма-Ата : Наука КазССР, 1990. — 333 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2002. — 720 с.
7. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования : пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. — Москва : Владос, 2008. — 496 с.
8. Рогов, Е. И. Выбор профессии : Становление профессионалов / Е. И. Рогов. — Москва : Владос-Пресс, 2003. — 336 с.
9. Переселкова, З. Ю. Проблема удовлетворенности трудом и ее осмысление в русле социологии труда и занятости / З. Ю. Переселкова, А. С. Коренная // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : матер. всерос. науч.-метод
10. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.метод. пособие / Л. М. Митина. — Москва : Изд-во МПСИ, 2003. — 232 с.
11. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 351 с.
12. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г Ананьев. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 288 с.
13. Кузьмина, О. В. Удовлетворенность трудом как социально-психологический ресурс организации / О. В. Кузьмина // Матер. X Междунар. науч.-практ. конф. «Достойный труд — основа стабильного общества» (Екатеринбург, 24–27 окт. 2018 г.). — Екатеринбург, 2018
14. Куандыкова, М. Р. Формирование профессиональной направленности будущих специалистов / М. Р. Куандыкова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : матер. Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспира
15. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И Ковалев. — URL: <a href="http://www.psychologies.ru" target="_blank">http://www.psychologies.ru</a> (дата обращения: 09.04.2023).
16. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 382 с.
17. Додонов, Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 18–28.
18. Вязовова, Н. В. Формирование профессиональной ментальности будущего психолога в условиях вуза : монография / Н. В. Вязовова. — Тамбов : Бизнес-НаукаОбщество, 2006. — 171 с.
19. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И.Божович. — 2-е изд., стер. — Москва : Институт практической психологии, 2007. — 352 с.
20. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. — Москва : ПЕР СЭ, 2011. — 511 с.
21. Банков, С. А. Методические аспекты изучения профессиональной направленности личности / С. А. Банков, Б. Л. Корбман, Р. И. Айзман // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи / отв. ред. А. С. Ростов. — Новосибирск, 1988
22. Андриенко, О. А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников / О. А. Андриенко // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 1 (31). — URL: <a href="https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/" target="_blank">https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/</a> (дата обращения: 05.0

Остальные статьи