Профессиональная направленность и удовлетворенность трудом как ресурс личностно-профессионального роста учителя
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме педагогической психологии — изучению аспектов педагогической деятельности с учетом профессиональной направленности как стремления рационально применить свои знания, опыт и способности. Рассмотрены основные компоненты профессиональной направленности учителя, установлены ее связь с личностной направленностью и соотношение направленности с удовлетворенностью профессией и работой как долгосрочной оценочной функцией. Приведены результаты исследования особенностей профессиональной и личностной направленности учителя и степени удовлетворенности профессией и работой в зависимости от стажа педагогической деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 103-111 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_103 |
Современное общество предъявляет к личности учителя определенные требования, которые нашли свое отражение в профессиональном стандарте «Педагог»: проявление творческого и индивидуального подхода в работе, высокие нравственные ориентиры, профессиональная компетентность, коммуникативные и организационные навыки, умение работать в ситуациях неопределенности.
Педагогическая деятельность в различных ее аспектах рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадриков и др.), анализируются психологическое содержание деятельности учителя, его профессиональная направленность как стремление рационально применить свои знания, опыт, способности.
Профессиональная направленность личности предполагает осознание и принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящихся к ней интересов, идеалов, установок, взглядов, которые выступают показателями уровня ее сформированности, опосредованного удовлетворенностью трудом как оценочным отношением к потребностям, ожиданиям, запросам работника к условиям, процессу и результату труда и возможностью их удовлетворения.
Термин «направленность личности» предложил С. Л. Рубинштейн и определил ее как ориентированность на что-то, определенный предмет и напряжение, которое при этом возникает (см.: [18, с. 685]). В гуманистической психологии направленность личности трактуют как стремление к самоактуализации, самовоплощению, как соответствие человека собственной природе и заложенному ею потенциалу.
Направленность понимают очень широко и определяют как: