Ресурсность компонентов профессионального мышления и ценностные ориентации студентов
Аннотация
В статье описано исследование компонентов профессионального мышления (когнитивного и метакогнитивного) у студентов (n = 109), осваивающих профессии типа «человек — человек», в сопоставлении с ценностными ориентациями. Когнитивные и метакогнитивные особенности имеют разнонаправленные парциальные связи с ценностными ориентациями. Ресурсность когнитивного компонента профессионального мышления у студентов различных групп характеризуется разными преобладающими качествами мышления. Ресурсность метакогнитивного компонента характеризуется разным уровнем развития метакогниций. Представляется перспективным использование полученных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 95-103 |
УДК | 159.99+316.6 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_95 |
Перманентно меняющаяся окружающая действительность обозначает иные социальные контексты и требования к самостоятельному непрерывному определению профессионального пути и вариациям в способах его достижения, готовности обучаться на различных этапах профессионализации, выбирать из актуальных и потенциальных альтернатив, быть готовым к трансформации профессионального мышления, которое должно быть гибким и скоростным, эффективным и логично последовательным, креативным [4; 18; 24; 30]. Несомненно, что основная роль в реализации вышеуказанных требований принадлежит педагогу, благодаря усилиям которого новые тренды будут осмыслены и приняты студентами. Что может оказать содействие и на что стоит опираться педагогу в современных реалиях? Фундаментальные и прикладные исследования в российской [3; 8; 9; 19] и зарубежной психологии [26; 39; 35] говорят, что развитые метакогнитивные процессы могут выступать в качестве детерминант повышения производительности мыслительных процессов, видоизменять их ресурсную составляющую. Обозначаются множественные функции метакогнитивных особенностей, что создает основу для ресурсности мышления: функция адаптации к трудной жизненной ситуации за счет вариативности метакогнитивных стратегий [22], повышения успешности учебной и учебно-профессиональной деятельности [25], функция познания, осознания, оценки и контроля когнитивных процессов, особенно в проблемных ситуациях [2; 3; 9; 26; 32], мониторинговая и регулятивно-управленческая функции для выбора стратегий деятельности, направленных на достижение результата [3; 8; 15; 19; 26], для повышения эффективности мышления [8; 9; 23; 26; 32] и проявления творческих возможностей личности [10].
В качестве методологической основы для рассмотрения профессионального мышления были использованы исследования ученых научной психологической школы Ярославской области. Системообразующим принято понятие ресурсности мышления, являющейся свойством мышления, определенного рода когнитивной способностью, способствующей личностному росту, профессиональному развитию. Кроме того, ресурсность — это метакачество, эксплицитно проявляющееся через абнотивность, акмеологичность, креативность, надситуативность, прогностичность, событийность [10; 17]. В настоящей публикации экспликация ресурсности выполнена через понятие «надситуативность мышления».
Но мышление само по себе, особенно профессиональное, не является изолированным в психике, оно взаимодействует с другими составляющими. Важной составляющей при решении профессиональных задач может являться система ценностей, интересов молодого специалиста, которая представляет собой не только основу для его активности, она является регулятивной и побудительной детерминантами [31; 33; 34]. Какую роль может играть ценностно-смысловая сфера, каковы вариации внутри нее у современных студентов, что может стать основой для реализации задуманных педагогических замыслов?
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в период обучения происходит активное формирование ценностей, к концу обучения приобретается их устойчивая структура, что проявляется в самоопределении, переоценке ценностей, формировании мировоззрения и профессионального мышления [1; 5; 6; 20, 31; 33; 34]. Отличия касаются выделенных преобладающих приоритетных ценностей у современных студентов: материальных и гедонистических [22], ценностей достижения семейного, материального и карьерного успеха [5]; низкой представленности духовно-нравственных ценностей [6]. Опора на положения Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева [4; 12] о личностном смысле деятельности и интеллектуально-мыслительных усилиях, видоизменяющих мотивационно-ценностную сферу личности, дает основания для осмысления частных вопросов о взаимодействии системы ценностей с разными компонентами мышления. Исследование взаимосвязей когнитивного и метакогнитивного компонентов профессионального мышления с ценностными ориентациями позволит подойти к расширению понимания функций ресурсности мышления, в том числе в отношении возможностей учета имеющихся и предпочтительно необходимых для реализации профессиональной деятельности в социономической группе профессий ценностных ориентаций, поскольку не всегда на начальных этапах обучения ценностные ориентации конгруэнтны выбранной гуманистической профессии. В свою очередь, изучение особенностей компонентов профессионального мышления при освоении профессий разного уровня образования позволит выделить ресурсные возможности мышления для разных ситуаций обучения.
Цель статьи — обозначение ресурсности компонентов профессионального мышления и их взаимодействия с ценностными ориентациями. В качестве гипотезы выступало предположение о том, что имеются отличия ресурсности когнитивного и метакогнитивного компонентов, связанные с уровнем профессионального образования. В исследовании использовался следующий инструментарий: методика самоанализа проблемной ситуации (И. В. Серафимович, М. М. Кашапов); морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина); методика самооценки метакогнитивных процессов (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова). Методы математической статистики: U-критерий Манна — Уитни, ранговая корреляция Ч. Спирмена, программное обеспечение — Statistica 5.0. Выборка состояла из 109 студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального образования (СПО) и вузах, примерно в равной степени включающая три группы: вуз (n = 37), СПО (n = 36) и социально активных представителей молодежной профсоюзной организации (n = 36).