Дата публикации: 01.04.2023

Технология актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития педагога-психолога

Аннотация

Содержание профессиональной деятельности педагога-психолога требует не только высокого уровня сформированности профессионального самосознания, развитой рефлексивности, но и способности проектировать модели собственного профессионального поведения. В статье представлены результаты исследования технологии актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов в русле единого системного личностно-развивающего подхода и единой концепции профессионального развития личности.




В настоящее время возрастает востребованность психологической помощи в различных сферах, среди которых особенно значимой является образование, выполняющее важную роль в становлении личности. Особенности развития современных детей и подростков, изменения образовательных программ и специфика их реализации усложняют задачи, стоящие перед психологической службой образования, предъявляя особые требования к личностным и профессиональным качествам педагога-психолога.

Высокий уровень сформированности профессионального самосознания обеспечивает способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции. Однако педагогу-психологу важно не только анализировать собственные психические свойства, состояния, деятельность, но и прогнозировать их влияние на возможные кризисные ситуации при работе с участниками образовательного процесса, результат психологической интервенции, чтобы своевременно предупредить деструктивные последствия. Это говорит о значимости развития у педагога-психолога не только рефлексивного, но и проектировочного ресурса, обеспечивающего высокий уровень личностно-профессионального развития специалиста и эффективность его профессиональной деятельности.

Анализ разработанности изучаемой проблемы показал, что в современных психолого-педагогических исследованиях рефлексия рассматривается как основа структурной организации внутреннего мира человека [3], средство активизации саморазвития индивидуальности [14], механизм развития самосознания [1]. В период профессионального обучения рефлексия изучена как ресурс личностно-профессионального развития [6; 9; 10; 12; 13], когда происходит ее доформирование и переструктурирование [16].

Профессиональное развитие субъектов образования изучается в контексте прогнозирования собственного будущего [11], развития проектного мышления [4], прогностических способностей [15], самопроектирования [2].

В то же время основу опережающей подготовки к профессиональной деятельности, согласно концепции Л. М. Митиной, составляет ресурсно-прогностический подход к развитию специалиста, в русле которого профессиональное развитие рассматривается как «непрерывный процесс самопроектирования личности», характеризующийся высокими показателями «интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), которые объединяются в профессионально значимые констелляции (конструктивное совладание, эмоциональное вовлечение, рефлексивное проектирование)» [7, с. 155].

Список литературы

1. Василевская, Е. А. Рефлексия как механизм развития личности / Е. А. Василевская // Человек-картина мира: этнический аспект : кол. монография / под общ. ред. В. В. Рябова [и др.]. — Самара, 2020. — С. 81–83.
2. Вызовы времени: самопроектирование молодежи как междисциплинарная задача / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха, Н. А. Симбирцева, Е. В. Шалагина // Общество. Среда. Развитие. — 2021. — № 1 (58). — С. 15–20.
3. Карпов, А. В. Метакогнитивные детерминанты структурной организации Я-концепции / А. В. Карпов // Мир психологии. — 2020. — № 1 (101). — С. 195–212.
4. Лазарев, В. С. Исследование умения ставить практические проблемы / В. С. Лазарев, Л. Н. Носова // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 5. — С. 71–82. — DOI: 10.17759/pse.2020250506
5. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — 456 с.
6. Митина, Л. М. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов / Л. М. Митина, С. О. Щелина. — М. : Психологический институт РАО, 2021. — 312 с.
7. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — № 3. — C. 143–161. — DOI: 10.24412/2073-0861-2
8. Митина, Л. М. Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций / Л. М. Митина, Г. В. М
9. Нюдюрмагомедов, А. Н. Потенциал рефлексии в развитии умений самоорганизации преподавателей и студентов / А. Н. Нюдюрмагомедов, Л. А. Абдурагимова, Н. Г. Ибрагимов // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 6 (143). — С. 104–111.
10. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : [кол. монография] / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. — Москва ; Самара : Бахрах, 2022. — 276 с.
11. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация : монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой ; Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Екатеринб
12. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза / М. А. Одинцова, Л. А. Александрова, Б. Б. Айсмонтас [и др.] // Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — № 3 (60). — С. 76–94. — DOI: 10.51944/20738544_2022_3_
13. Савинова, Т. В. Личностная рефлексия как фактор саморазвития будущего педагога / Т. В. Савинова, Р. Р. Сюбаева // Учебный эксперимент в образовании. — 2020. — № 4 (96). — С. 36–42.
14. Самсоненко, Л. С. Содержательные особенности развития прогностических способностей у студентов-психологов / Л. С. Самсоненко // Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2020. — Т. 6, № 2. — С. 94–107. — DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-
15. Семенов, И. Н. Философско-психологические аспекты рефлексивнопедагогического развития человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования / И. Н. Семенов, И. С. Гришин // Мир психологии. — 2021. — № 1/2 (105). — С. 20–33.
16. Фризен, М. А. Рефлексивность в структуре психологической готовности к саморазвитию личности в период поздней юности / М. А. Фризен // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2017. — № 3 (71). — С. 153–160. — DOI: 10.21603/2078-8975-2017-

Остальные статьи