Технология актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития педагога-психолога
Аннотация
Содержание профессиональной деятельности педагога-психолога требует не только высокого уровня сформированности профессионального самосознания, развитой рефлексивности, но и способности проектировать модели собственного профессионального поведения. В статье представлены результаты исследования технологии актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно-профессионального развития в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов в русле единого системного личностно-развивающего подхода и единой концепции профессионального развития личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 85-94 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_85 |
В настоящее время возрастает востребованность психологической помощи в различных сферах, среди которых особенно значимой является образование, выполняющее важную роль в становлении личности. Особенности развития современных детей и подростков, изменения образовательных программ и специфика их реализации усложняют задачи, стоящие перед психологической службой образования, предъявляя особые требования к личностным и профессиональным качествам педагога-психолога.
Высокий уровень сформированности профессионального самосознания обеспечивает способность к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции. Однако педагогу-психологу важно не только анализировать собственные психические свойства, состояния, деятельность, но и прогнозировать их влияние на возможные кризисные ситуации при работе с участниками образовательного процесса, результат психологической интервенции, чтобы своевременно предупредить деструктивные последствия. Это говорит о значимости развития у педагога-психолога не только рефлексивного, но и проектировочного ресурса, обеспечивающего высокий уровень личностно-профессионального развития специалиста и эффективность его профессиональной деятельности.
Анализ разработанности изучаемой проблемы показал, что в современных психолого-педагогических исследованиях рефлексия рассматривается как основа структурной организации внутреннего мира человека [3], средство активизации саморазвития индивидуальности [14], механизм развития самосознания [1]. В период профессионального обучения рефлексия изучена как ресурс личностно-профессионального развития [6; 9; 10; 12; 13], когда происходит ее доформирование и переструктурирование [16].
Профессиональное развитие субъектов образования изучается в контексте прогнозирования собственного будущего [11], развития проектного мышления [4], прогностических способностей [15], самопроектирования [2].
В то же время основу опережающей подготовки к профессиональной деятельности, согласно концепции Л. М. Митиной, составляет ресурсно-прогностический подход к развитию специалиста, в русле которого профессиональное развитие рассматривается как «непрерывный процесс самопроектирования личности», характеризующийся высокими показателями «интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), которые объединяются в профессионально значимые констелляции (конструктивное совладание, эмоциональное вовлечение, рефлексивное проектирование)» [7, с. 155].