«Моральное экспериментирование» в игровых и дискуссионных процедурах в работе с подростками и молодежью1
Аннотация
«Моральное экспериментирование» представлено в статье как постепенная подготовка старшеклассников и студентов к возможным моральным выборкам и поступкам через моделирование сложных этических ситуаций в активизирующих методиках. Такое моделирование, в отличие от реальных этических сложностей, позволяет, с одной стороны, отстраненно увидеть сложную ситуацию и свое поведение в ней, а с другой — помогает лучше и глубже прочувствовать те внутренние и внешние барьеры, которые часто мешают человеку вести себя более достойно. Рассматриваются психолого-педагогические условия, когда игровые и дискуссионные процедуры для этого более пригодны для моделирования моральных выборов, а когда от этих процедур следует отказаться.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 25-31 |
УДК | 159.98 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_25 |
Проблема исследования
В последнее время вопросы воспитания и морального развития становятся все более значимыми темами в дискуссиях педагогов и психологов, а также темами психолого-педагогических исследований молодежи и подростков [6; 9; 14]. И все же многие авторы отмечают, что данные темы обсуждаются с молодежью явно недостаточно. Усугубляется ситуация тем, что не только Россия, но и многие другие страны сталкиваются с моральной дезориентацией, когда прежние системы ценностей во многом себя дискредитировали, а новые ценностные системы пока находятся лишь в процессе своей проверки и становления. Это порождает основное противоречие между высокой потребностью общества в уточнении многих моральных приоритетов, с одной стороны, и часто встречающейся растерянностью специалистов-гуманитариев в данных вопросах — с другой. Мы считаем, что в этих случаях ответственные педагоги и психологи-практики не должны ждать, пока ученые и исследователи разберутся с этими проблемами и «обеспечат» психолого-педагогическую практику необходимым инструментарием для работы с детьми, подростками и молодежью, а сами начнут поиск в данном направлении.
Особенности «морального экспериментирования»
Развивающаяся личность на разных этапах своей жизни реально «экспериментирует» в моральном плане, постоянно проверяя границы запретного и дозволенного. Есть немало психологических концепций, где сами периодизации развития увязываются с готовностью или неготовностью подрастающего человека понимать и выполнять те или иные общественные нормы. Например, у З. Фрейда это освоение «запретов», связанное с удовлетворением «принципа удовольствия», у Ж. Пиаже социализация ребенка связана с постепенным переходом от эгоцентризма к децентрации, когда ребенок учится понимать и иные взгляды, в том числе и на моральные ограничения, у Э. Эриксона на разных этапах развития человека решается вопрос о нахождении компромисса между собственными представлениями о должном и ожиданиями со стороны социума и т. п. [3; 5]. Мы все же предполагаем, что экспериментирование в плане своего морального развития вполне может контролироваться педагогами и психологами, а в идеале и самой личностью, например, через управление своим поведением. Такое само-управление, само-организация и основанное на этом само-определение предполагают предварительное обучение развивающегося человека.
Многих исследователей в этом плане воодушевили работы Л. Кольберга, который с помощью моральных дилемм организовывал обсуждения и дискуссии, которые позволяли не только выявлять, но и повышать у участников их уровень морального развития (от правильного поведения, ориентированного на страх быть наказанным, до высоких моральных принципов, связанных с совестью развивающейся личности) [15]. В разработанных нами активизирующих методах с элементами игр и дискуссий мы также пытались моделировать ситуации морального выбора [9; 10]. Важной особенностью таких процедур является относительная защищенность участников от реальных ошибок и последующего раскаяния, что для неокрепших душ подростков и молодых людей представляло бы определенные риски. Сами такие процедуры, основанные на тех или иных моделях моральных выборов, могут быть разных типов.