Дата публикации: 01.10.2022

«Моральное экспериментирование» в игровых и дискуссионных процедурах в работе с подростками и молодежью1

Аннотация

«Моральное экспериментирование» представлено в статье как постепенная подготовка старшеклассников и студентов к возможным моральным выборкам и поступкам через моделирование сложных этических ситуаций в активизирующих методиках. Такое моделирование, в отличие от реальных этических сложностей, позволяет, с одной стороны, отстраненно увидеть сложную ситуацию и свое поведение в ней, а с другой — помогает лучше и глубже прочувствовать те внутренние и внешние барьеры, которые часто мешают человеку вести себя более достойно. Рассматриваются психолого-педагогические условия, когда игровые и дискуссионные процедуры для этого более пригодны для моделирования моральных выборов, а когда от этих процедур следует отказаться.




Проблема исследования

В последнее время вопросы воспитания и морального развития становятся все более значимыми темами в дискуссиях педагогов и психологов, а также темами психолого-педагогических исследований молодежи и подростков [6; 9; 14]. И все же многие авторы отмечают, что данные темы обсуждаются с молодежью явно недостаточно. Усугубляется ситуация тем, что не только Россия, но и многие другие страны сталкиваются с моральной дезориентацией, когда прежние системы ценностей во многом себя дискредитировали, а новые ценностные системы пока находятся лишь в процессе своей проверки и становления. Это порождает основное противоречие между высокой потребностью общества в уточнении многих моральных приоритетов, с одной стороны, и часто встречающейся растерянностью специалистов-гуманитариев в данных вопросах — с другой. Мы считаем, что в этих случаях ответственные педагоги и психологи-практики не должны ждать, пока ученые и исследователи разберутся с этими проблемами и «обеспечат» психолого-педагогическую практику необходимым инструментарием для работы с детьми, подростками и молодежью, а сами начнут поиск в данном направлении. 

Особенности «морального экспериментирования»

Развивающаяся личность на разных этапах своей жизни реально «экспериментирует» в моральном плане, постоянно проверяя границы запретного и дозволенного. Есть немало психологических концепций, где сами периодизации развития увязываются с готовностью или неготовностью подрастающего человека понимать и выполнять те или иные общественные нормы. Например, у З. Фрейда это освоение «запретов», связанное с удовлетворением «принципа удовольствия», у Ж. Пиаже социализация ребенка связана с постепенным переходом от эгоцентризма к децентрации, когда ребенок учится понимать и иные взгляды, в том числе и на моральные ограничения, у Э. Эриксона на разных этапах развития человека решается вопрос о нахождении компромисса между собственными представлениями о должном и ожиданиями со стороны социума и т. п. [3; 5]. Мы все же предполагаем, что экспериментирование в плане своего морального развития вполне может контролироваться педагогами и психологами, а в идеале и самой личностью, например, через управление своим поведением. Такое само-управление, само-организация и основанное на этом само-определение предполагают предварительное обучение развивающегося человека.

Многих исследователей в этом плане воодушевили работы Л. Кольберга, который с помощью моральных дилемм организовывал обсуждения и дискуссии, которые позволяли не только выявлять, но и повышать у участников их уровень морального развития (от правильного поведения, ориентированного на страх быть наказанным, до высоких моральных принципов, связанных с совестью развивающейся личности) [15]. В разработанных нами активизирующих методах с элементами игр и дискуссий мы также пытались моделировать ситуации морального выбора [9; 10]. Важной особенностью таких процедур является относительная защищенность участников от реальных ошибок и последующего раскаяния, что для неокрепших душ подростков и молодых людей представляло бы определенные риски. Сами такие процедуры, основанные на тех или иных моделях моральных выборов, могут быть разных типов.

Список литературы

1. 1. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. — Киев : Наукова думка, 1984. — 208 с.
2. 2. Гусев А. Н. Содержательные модели профессионального самоопределения в проектировании игровых онлайн-технологий / А. Н. Гусев, Л. А. Мясникова, Н. С. Пряжников, К. Г. Тюрин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2017.
3. 3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 240 с.
4. 4. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М. : Просвещение, 1990. — 159 с.
5. 5. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии / Т. Д. Марцинковская. — М. : Трикста, 2010. — 312 с.
6. 6. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста / С. В. Молчанов. — М. : Юрайт, 2016. — 351 с.
7. 7. Мюнстенберг Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. — М. : Совершенство, 1997. — 320 с.
8. 8. Объяснение символа веры, молитв и заповедей / сост. протоиерей Григорий Чельцов. — 46-е изд. — Петроград : Синоидальная типография, 1917. — 208 с.
9. 9. Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности / Н. С. Пряжников. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 168 с.
10. 10. Пряжников Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2014. — 416 с.
11. 11. Пряжников Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2021. — 288 с.
12. 12. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. — М. : Академия, 2013. — 208 с.
13. 13. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.
14. 14. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах : монография / Н. С. Пряжников, С. В. Молчанов, О. Б. Чеснокова и др. ; под ред. С. В. Молчанова. — М. : Изд-во Моск.
15. 15. Kohlberg L. Education, Moral Development and Faith / L. Kohlberg // Journal of Moral Education. — 1974. — Vol. 4 (1). — Р. 5–16.

Остальные статьи