Дата публикации: 29.11.2022

«Моральное экспериментирование» в игровых и дискуссионных процедурах в работе с подростками и молодежью1

Аннотация

«Моральное экспериментирование» представлено в статье как постепенная подготовка старшеклассников и студентов к возможным моральным выборкам и поступкам через моделирование сложных этических ситуаций в активизирующих методиках. Такое моделирование, в отличие от реальных этических сложностей, позволяет, с одной стороны, отстраненно увидеть сложную ситуацию и свое поведение в ней, а с другой — помогает лучше и глубже прочувствовать те внутренние и внешние барьеры, которые часто мешают человеку вести себя более достойно. Рассматриваются психолого-педагогические условия, когда игровые и дискуссионные процедуры для этого более пригодны для моделирования моральных выборов, а когда от этих процедур следует отказаться.




Проблема исследования

В последнее время вопросы воспитания и морального развития становятся все более значимыми темами в дискуссиях педагогов и психологов, а также темами психолого-педагогических исследований молодежи и подростков [6; 9; 14]. И все же многие авторы отмечают, что данные темы обсуждаются с молодежью явно недостаточно. Усугубляется ситуация тем, что не только Россия, но и многие другие страны сталкиваются с моральной дезориентацией, когда прежние системы ценностей во многом себя дискредитировали, а новые ценностные системы пока находятся лишь в процессе своей проверки и становления. Это порождает основное противоречие между высокой потребностью общества в уточнении многих моральных приоритетов, с одной стороны, и часто встречающейся растерянностью специалистов-гуманитариев в данных вопросах — с другой. Мы считаем, что в этих случаях ответственные педагоги и психологи-практики не должны ждать, пока ученые и исследователи разберутся с этими проблемами и «обеспечат» психолого-педагогическую практику необходимым инструментарием для работы с детьми, подростками и молодежью, а сами начнут поиск в данном направлении. 

Особенности «морального экспериментирования»

Развивающаяся личность на разных этапах своей жизни реально «экспериментирует» в моральном плане, постоянно проверяя границы запретного и дозволенного. Есть немало психологических концепций, где сами периодизации развития увязываются с готовностью или неготовностью подрастающего человека понимать и выполнять те или иные общественные нормы. Например, у З. Фрейда это освоение «запретов», связанное с удовлетворением «принципа удовольствия», у Ж. Пиаже социализация ребенка связана с постепенным переходом от эгоцентризма к децентрации, когда ребенок учится понимать и иные взгляды, в том числе и на моральные ограничения, у Э. Эриксона на разных этапах развития человека решается вопрос о нахождении компромисса между собственными представлениями о должном и ожиданиями со стороны социума и т. п. [3; 5]. Мы все же предполагаем, что экспериментирование в плане своего морального развития вполне может контролироваться педагогами и психологами, а в идеале и самой личностью, например, через управление своим поведением. Такое само-управление, само-организация и основанное на этом само-определение предполагают предварительное обучение развивающегося человека.

Многих исследователей в этом плане воодушевили работы Л. Кольберга, который с помощью моральных дилемм организовывал обсуждения и дискуссии, которые позволяли не только выявлять, но и повышать у участников их уровень морального развития (от правильного поведения, ориентированного на страх быть наказанным, до высоких моральных принципов, связанных с совестью развивающейся личности) [15]. В разработанных нами активизирующих методах с элементами игр и дискуссий мы также пытались моделировать ситуации морального выбора [9; 10]. Важной особенностью таких процедур является относительная защищенность участников от реальных ошибок и последующего раскаяния, что для неокрепших душ подростков и молодых людей представляло бы определенные риски. Сами такие процедуры, основанные на тех или иных моделях моральных выборов, могут быть разных типов.

Список литературы

1. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. — Киев : Наукова думка, 1984. — 208 с.
2. Гусев А. Н. Содержательные модели профессионального самоопределения в проектировании игровых онлайн-технологий / А. Н. Гусев, Л. А. Мясникова, Н. С. Пряжников, К. Г. Тюрин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2017. —
3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. — М. : Айрис-пресс, 2005. — 240 с.
4. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М. : Просвещение, 1990. — 159 с.
5. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии / Т. Д. Марцинковская. — М. : Трикста, 2010. — 312 с.
6. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста / С. В. Молчанов. — М. : Юрайт, 2016. — 351 с.
7. Мюнстенберг Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. — М. : Совершенство, 1997. — 320 с.
8. Объяснение символа веры, молитв и заповедей / сост. протоиерей Григорий Чельцов. — 46-е изд. — Петроград : Синоидальная типография, 1917. — 208 с.
9. Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности / Н. С. Пряжников. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 168 с.
10. Пряжников Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2014. — 416 с.
11. Пряжников Н. С. Психология нестабильности / Н. С. Пряжников. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2021. — 288 с.
12. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. — М. : Академия, 2013. — 208 с.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.
14. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах : монография / Н. С. Пряжников, С. В. Молчанов, О. Б. Чеснокова и др. ; под ред. С. В. Молчанова. — М. : Изд-во Моск. ун-
15. Kohlberg L. Education, Moral Development and Faith / L. Kohlberg // Journal of Moral Education. — 1974. — Vol. 4 (1). — Р. 5–16.

Остальные статьи