Инновационность как основа развития информационно-коммуникативных компетенций современного педагога
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития современных компетенций педагогов в процессе цифровизации образовательного процесса. Проведен значительный теоретический анализ проблем развития цифровизации образования и информационно-коммуникативных компетенций педагогов посредством обобщений многочисленных исследований. Представлена теоретическая аргументация развития инновационности педагогов как психологической характеристики, способствующей формированию цифровых компетенций. Подробно изложена практическая технология организации психолого-педагогической лаборатории учителя в виде цикла логически взаимосвязанных модулей. Данная технология позволит организовать развитие компетенций педагога, в том числе и цифровых, в системе современного образовательного учреждения. Обоснована необходимость внедрения данной системы в практику современного образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 77-84 |
УДК | 159.928.23 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_77 |
Введение
Стремительные изменения в профессиональной деятельности, вызванные событиями последних нескольких лет, внесли масштабные трансформации во многие профессиональные области деятельности. Процесс цифровизации общества неуклонно влияет на формы и методы работы многих специалистов. Педагогическая деятельность всегда являлась одной из самых мобильно изменяющихся и инновационных профессий. В процессе радикального изменения формата обучения во время пандемии COVID-19 в кратчайшие сроки учителям пришлось перестраивать дидактическую систему и дизайн обучения в связи с внезапно наступившей двухлетней практикой дистанционного обучения.
Несмотря на внезапность изменения форм и методов обучения, большинство педагогов мобильно освоили новый формат деятельности, хотя большой проблемой было качество дистанционного общения и способы контроля и оценки учащихся в процессе онлайн-обучения [16; 17].
В некоторых странах организация учебного процесса в период пандемии была не так успешна, потому что не все педагоги были достаточно подготовлены к освоению и внедрению новых цифровых технологий. Зарубежные исследования констатируют, что, 85 % высших и средних учебных заведений в Европе успешно внедрили современные цифровые технологии, однако только 29 % африканских учебных заведений смогли применить формат онлайн-обучения [15].
В исследованиях Л. Стошича еще до ситуации, которую создала пандемия, утверждалось, что развитие и применение новых технологий — это необходимый процесс, который связан с двумя проблемными вопросами: «Есть ли у учителей возможность использовать образовательные технологии и достаточно ли школа оснащена всеми современными техническими средствами?» [19, p. 113].