Дата публикации: 01.04.2023

Инновационность как основа развития информационно-коммуникативных компетенций современного педагога

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития современных компетенций педагогов в процессе цифровизации образовательного процесса. Проведен значительный теоретический анализ проблем развития цифровизации образования и информационно-коммуникативных компетенций педагогов посредством обобщений многочисленных исследований. Представлена теоретическая аргументация развития инновационности педагогов как психологической характеристики, способствующей формированию цифровых компетенций. Подробно изложена практическая технология организации психолого-педагогической лаборатории учителя в виде цикла логически взаимосвязанных модулей. Данная технология позволит организовать развитие компетенций педагога, в том числе и цифровых, в системе современного образовательного учреждения. Обоснована необходимость внедрения данной системы в практику современного образования.




Введение

Стремительные изменения в профессиональной деятельности, вызванные событиями последних нескольких лет, внесли масштабные трансформации во многие профессиональные области деятельности. Процесс цифровизации общества неуклонно влияет на формы и методы работы многих специалистов. Педагогическая деятельность всегда являлась одной из самых мобильно изменяющихся и инновационных профессий. В процессе радикального изменения формата обучения во время пандемии COVID-19 в кратчайшие сроки учителям пришлось перестраивать дидактическую систему и дизайн обучения в связи с внезапно наступившей двухлетней практикой дистанционного обучения.

Несмотря на внезапность изменения форм и методов обучения, большинство педагогов мобильно освоили новый формат деятельности, хотя большой проблемой было качество дистанционного общения и способы контроля и оценки учащихся в процессе онлайн-обучения [16; 17].

В некоторых странах организация учебного процесса в период пандемии была не так успешна, потому что не все педагоги были достаточно подготовлены к освоению и внедрению новых цифровых технологий. Зарубежные исследования констатируют, что, 85 % высших и средних учебных заведений в Европе успешно внедрили современные цифровые технологии, однако только 29 % африканских учебных заведений смогли применить формат онлайн-обучения [15].

В исследованиях Л. Стошича еще до ситуации, которую создала пандемия, утверждалось, что развитие и применение новых технологий — это необходимый процесс, который связан с двумя проблемными вопросами: «Есть ли у учителей возможность использовать образовательные технологии и достаточно ли школа оснащена всеми современными техническими средствами?» [19, p. 113].

Список литературы

1. Cамоукина, Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. В. Самоукина. — Москва : Вершина, 2007. — 224 с.
2. Thomas, M. S. Education, the science of learning, and the COVID-19 crisis / M. S. Thomas, C. Rogers // Prospects. — 2020. — Vol. 49. — P. 87–90. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1007/s11125-020-09468-z
3. Stanišić
4. Sahu, P. Closure of universities due to coronavirus disease 2019 (COVID-19): impact on education and mental health of students and academic staff / P. Sahu // Cureus. — 2020. — Vol. 12, № 4. — <a href="https://doi.org/10.7759/cureus.7541" target="_blank">https://doi.org/10.7759/cureus.7541</a>
5. Rethinking assessment in a digital age : Opportunities, challenges and risks / S. Timmis, P. Broadfoot, R. Sutherland, A. Oldfield // British Educational Research Journal. — 2016. — Vol. 42, № 3. — P. 454–476. — <a href="https://doi.org/10.1002/berj.3215" target="_blank">https://doi.org/10.1002/berj.3215</a>
6. Marinoni, G. The impact of COVID-19 on higher education around the world : IAU Global Survey Report / G. Marinoni, H. van’t Land, T. Jensen. — 2020. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_ survey_report_final_may_2020.pdf (date of
7. Daniel, J. Education and the COVID-19 pandemic / J. Daniel // Prospects. — 2020. — Vol. 49, № 1. — P. 91–96. — <a href="https://doi.org/10.1007/s11125-020-09464-3" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s11125-020-09464-3</a>
8. Управление развитием цифровых компетенций педагогов / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков [и др.] // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 4. — С. 114–120.
9. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России / Н. П. Нарбут, И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2020. — Т. 20,
10. Профессиональные дефициты педагогов в области ИКТ-компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования / Е. А. Голодов, И. В. Герлах, И. Е. Копченко [и др.] // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 4 (58). — С. 58–73.
11. Особенности проектного управления в педагогическом менеджменте / М. Н. Гладкова, О. И. Ваганова, К. С. Гордеев [и др.] // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — Т. 10, № 2 (35). — С. 71–74.
12. Михайлова, О. Б. Адаптированность к профессиональной деятельности как условие реализации инновационного потенциала личности / О. Б. Михайлова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. — 2013. — Т. 7, № 1. — С. 52–57.
13. Михайлова, О. Б. Развитие профессиональной идентичности личности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности / О. Б. Михайлова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 201
14. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика / Л. М. Митина // Вестник практической психологии образования. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 9–19.
15. Киндеева, А. А. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы / А. А. Киндеева, А. С. Зуева // Теория и практика проектного образования. — 2021. — № 2 (18). — С. 60–64.
16. Игнатьев, В. П. Модель формирования цифровых компетенций современного педагога / В. П. Игнатьев, В. Д. Шахурдин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 7 (160). — С. 4–10.
17. Иванова, О.В.Возможности и проблемы цифровизации высшего образования / О.В.Иванова, И. Н.Мороз // Высшее образование сегодня.— 2022.— №5/6.— С. 30–35.
18. Грунис, М. Л. Исследование ролевых функций педагога как основы содержания цифровой коммуникационной компетенции / М. Л. Грунис // Казанский педагогический журнал. — 2022.— № 4 (153). — С. 58–68. — <a href="https://doi.org/10.51379/" target="_blank">https://doi.org/10.51379/</a> KPJ.2022.154.4.007
19. Гаирбекова, П. И. Актуальные проблемы цифровизации в России / П. И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2. — С. 65.

Остальные статьи