Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога.
Аннотация
В статье обоснованы положения о ведущей роли педагогических способностей при приеме и обучении учащихся профильных психолого-педагогических классов. Отмечается, что специальные педагогические способности представляют собой симптомокомплекс личностных свойств, от которых зависят успехи в педагогической деятельности. Показано, что тема педагогических способностей — выявление, формирование, раскрытие и коррекция представляет теоретический и практический интерес для педагогической психологии, психологии способностей и творчества, методики преподавания и при подготовке педагогических кадров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 67-76 |
УДК | 159.98 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_67 |
Статья посвящена памяти талантливого ученого Николая Александровича Аминова, Учителя и друга.
Введение
Эффективность труда учителя всегда интересовала представителей разных сфер жизни человека (экономика, образование, медицина, политика и т. д.). Результатом педагогической деятельности традиционно рассматривается развитие каждого конкретного ребенка через обучение и воспитание в контексте особой культурно-исторической среды, с учетом характера и темпа развития современного общества.
Новое историческое состояние общества влияет на внутреннее преобразование человека, формирует потребность в изменении ценностей, смыслов, содержания, активности как в учебной, так и в профессиональной педагогической деятельности. Сегодня труд и личность педагога, оказывающего влияние на учащегося, трудно переоценить — в современном обществе образование считается одной из главных ценностей. В настоящее время, по нашему мнению, происходит изменение общественной оценки образования как источника перемен в сфере культуры — наблюдается вектор оптимистического отношения к образованию. Принятые решения свидетельствуют о смене управления российским образованием, расширяются функции учителя: в научном и педагогическом сообществе все больше акцент ставится на задаче социального и эмоционального воспитания учащихся. В объявленный Указом Президента РФ от 24 июня 2022 г. Год педагога и наставника проводятся мероприятия, цель которых — привлечение внимания к профессии учителя.
Смена управления образованием приводит к смене критериев «качества» работы учителя, остро поднимаются вопросы педагогической эффективности, уделяется особое внимание профилизации, повышаются требования к высшим и средним специальным образовательным учреждениям, решаются вопросы, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие будущего педагога — от этапа выбора педагогической профессии до профессионального совершенства.