Дата публикации: 01.04.2023

Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога.

Аннотация

В статье обоснованы положения о ведущей роли педагогических способностей при приеме и обучении учащихся профильных психолого-педагогических классов. Отмечается, что специальные педагогические способности представляют собой симптомокомплекс личностных свойств, от которых зависят успехи в педагогической деятельности. Показано, что тема педагогических способностей — выявление, формирование, раскрытие и коррекция представляет теоретический и практический интерес для педагогической психологии, психологии способностей и творчества, методики преподавания и при подготовке педагогических кадров.




Статья посвящена памяти талантливого ученого Николая Александровича Аминова, Учителя и друга. 

Введение

Эффективность труда учителя всегда интересовала представителей разных сфер жизни человека (экономика, образование, медицина, политика и т. д.). Результатом педагогической деятельности традиционно рассматривается развитие каждого конкретного ребенка через обучение и воспитание в контексте особой культурно-исторической среды, с учетом характера и темпа развития современного общества.

Новое историческое состояние общества влияет на внутреннее преобразование человека, формирует потребность в изменении ценностей, смыслов, содержания, активности как в учебной, так и в профессиональной педагогической деятельности. Сегодня труд и личность педагога, оказывающего влияние на учащегося, трудно переоценить — в современном обществе образование считается одной из главных ценностей. В настоящее время, по нашему мнению, происходит изменение общественной оценки образования как источника перемен в сфере культуры — наблюдается вектор оптимистического отношения к образованию. Принятые решения свидетельствуют о смене управления российским образованием, расширяются функции учителя: в научном и педагогическом сообществе все больше акцент ставится на задаче социального и эмоционального воспитания учащихся. В объявленный Указом Президента РФ от 24 июня 2022 г. Год педагога и наставника проводятся мероприятия, цель которых — привлечение внимания к профессии учителя.

Смена управления образованием приводит к смене критериев «качества» работы учителя, остро поднимаются вопросы педагогической эффективности, уделяется особое внимание профилизации, повышаются требования к высшим и средним специальным образовательным учреждениям, решаются вопросы, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие будущего педагога — от этапа выбора педагогической профессии до профессионального совершенства.

Список литературы

1. Корепанова, Н. В. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования / Н. В. Корепанова, Е. А. Стародубова. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-klass-v-rossiyskoy-shkole-kak-forma-profilnogoobrazovaniya (да
2. Holland, J. L. Making vication choces : A Theory of Vocational Personalities and Work Environments / J. L. Holland. — New York : Englewood Cliffs, 1997. — 303 p.
3. Gardner, H. Frames of mind : The theory of multiple intelligence / H. Gardner. — New York : Basicbooks, 1983. — 506 p.
4. Шадриков, В. Д. Способности и одаренность человека / В. Д. Шадриков. — Москва : Изд-во ИП РАН, 2019. — 274 с.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — Москва : Педагогика, 1985. — Т. 1. — 328 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СанктПетербург : Питер, 2002. — 720 с.
7. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва : Политиздат, 1990. — 494 с.
8. Осадчева, И. И. Феноменология характера в общности «учитель — ученик» / И. И. Осадчева, Н. А. Аминов // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Мити
9. Митина, Л. М. Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека / Л. М. Митина // Российский научный журнал. — 2015. — № 2 (45). — С. 144–160.
10. Мазилов, В. А. Исследование проблемы способностей в психологии / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология способностей и одаренности» / под ред. В. А. Мазилова. — Ярославль, 2019. — С. 60–68.
11. Аминов, Н. А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей / Н. А. Аминов. — Москва : Ин-т социальной работы : Ин-т молодежи, 1997. — 167 с.
12. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. — URL: <a href="http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJ" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJ</a> qfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 19.04.2023).
13. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинина. — СанктПетербург : Питер, 2007. — 368 с.
14. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. — Москва : Прометей, 1993. — 306 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 480 с.
16. В РФ до школ доходят только 15–20 % выпускников педвузов — эксперт. — URL: <a href="https://regnum.ru/news/3351765.html" target="_blank">https://regnum.ru/news/3351765.html</a> (дата обращения: 03.04.2023).
17. Аминов, Н. А. Типологические особенности специальных педагогических способностей при дистанционном обучении / Н. А. Аминов, И. И. Осадчева // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и пра
18. Аминов, Н. А. Опыт использования драматической импровизации как метода развития и диагностики педагогических способностей / Н. А. Аминов, И. И. Осадчева // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Памяти В. Н. Дружинина : сб
19. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы / Н. А. Аминов. — Москва : Изд-во МГОУ, 2013. — 166 с.

Остальные статьи