Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита
Аннотация
Рассмотрены проблемы и тенденции роста кадрового дефицита в системе школьного образования. Проведен анализ проблем и недостатков в профессиональной работе начинающих учителей. Показана роль психологических факторов в адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности в современных социокультурных условиях. Наставничество описано как эффективный способ адаптации к профессии и развития личности и профессионализма молодого учителя. Разработана методика психолого-педагогической поддержки молодых педагогов на всех этапах их вхождения в профессию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 60-67 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_60 |
Особое внимание к молодым педагогам в объявленный Указом Президента РФ от 24 июня 2022 г. Год педагога и наставника позволяет констатировать наличие ряда проблем, актуализирующих необходимость психолого-педагогического сопровождения будущего учителя в преемственности взаимодействия на всех этапах его личностно-профессионального развития в период вхождения в профессиональную деятельность и закрепления в ней.
Анализ исследований, опыт подготовки будущих и повышения квалификации работающих педагогов, а также опыт взаимодействия с руководителями органов управления развитием образования на разных уровнях свидетельствуют о таких тревожных тенденциях, как:
— отсутствие планирования кадрового резерва на ближайшую и отдаленную перспективу при увеличении среднего возраста работающих учителей (50–55 лет), доминировании школ, в которых работают не более 1–2 молодых педагогов;
— уход из школы до 70 % молодых учителей в течение первых лет работы по разным причинам, в том числе и по причине профессиональных дефицитов начинающего педагога, которые невозможно преодолеть традиционными управленческими решениями, и по причине неоднозначности позиции руководства образовательной организацией в отношении молодых педагогов и необходимости их сопровождения;
— возрастной разрыв между молодыми и опытными учителями, про являющийся как конфликт поколений «отцов и детей» (в некоторых школах «бабушек и внуков»), усугубляющийся нарастающим качественным различием социально-психологических характеристик представителей школьного сообщества.