Дата публикации: 01.04.2023

Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита

Аннотация

Рассмотрены проблемы и тенденции роста кадрового дефицита в системе школьного образования. Проведен анализ проблем и недостатков в профессиональной работе начинающих учителей. Показана роль психологических факторов в адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности в современных социокультурных условиях. Наставничество описано как эффективный способ адаптации к профессии и развития личности и профессионализма молодого учителя. Разработана методика психолого-педагогической поддержки молодых педагогов на всех этапах их вхождения в профессию.




Особое внимание к молодым педагогам в объявленный Указом Президента РФ от 24 июня 2022 г. Год педагога и наставника позволяет констатировать наличие ряда проблем, актуализирующих необходимость психолого-педагогического сопровождения будущего учителя в преемственности взаимодействия на всех этапах его личностно-профессионального развития в период вхождения в профессиональную деятельность и закрепления в ней.

Анализ исследований, опыт подготовки будущих и повышения квалификации работающих педагогов, а также опыт взаимодействия с руководителями органов управления развитием образования на разных уровнях свидетельствуют о таких тревожных тенденциях, как:

— отсутствие планирования кадрового резерва на ближайшую и отдаленную перспективу при увеличении среднего возраста работающих учителей (50–55 лет), доминировании школ, в которых работают не более 1–2 молодых педагогов;

— уход из школы до 70 % молодых учителей в течение первых лет работы по разным причинам, в том числе и по причине профессиональных дефицитов начинающего педагога, которые невозможно преодолеть традиционными управленческими решениями, и по причине неоднозначности позиции руководства образовательной организацией в отношении молодых педагогов и необходимости их сопровождения;

— возрастной разрыв между молодыми и опытными учителями, про являющийся как конфликт поколений «отцов и детей» (в некоторых школах «бабушек и внуков»), усугубляющийся нарастающим качественным различием социально-психологических характеристик представителей школьного сообщества.

Список литературы

1. Заир-Бек, Е. С. Анализ зарубежных практик адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности / Е. С. Заир-Бек, Е. В. Пискунова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2016. — № 4 (92). — C. 92–99.
2. Калинина, Т. В. Индивидуально-ориентированное сопровождение педагога в непрерывном профессиональном развитии педагогического мастерства / Т. В. Калинина, Н. В. Бусарова // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы : сб. ст.
3. Куликова, А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях / А. А. Куликова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1, № 1 (46). — С. 81–93.
4. Матвеева, Е. Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге / Е. Ф. Матвеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 2 (26). — С. 175–180.
5. Модели и практики профессионального развития учителей в зарубежных системах образования / О. Ю. Грачева, Э. Р. Баграмян, М. Н. Цыганкова [и др.] // Образование и наука. — 2020. — № 22 (6). — С. 176–200.
6. Пискунова, Е. В. Проблемы адаптации молодого учителя в школе / Е. В. Пискунова // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. — 2010. — № 1 (10). — С. 30–33.
7. Развитие системы сопровождения молодых педагогов : метод. реком. / О.Б. Даутова, М. Г. Ермолаева, А. Н. Шевелев. — Санкт-Петербург : АППО СПб., 2019. — 141 с.
8. Соколова, И. И. Готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности в контексте современных исследований / И. Г. Соколова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2018. — № 3 (80). — С. 359–364.
9. Сысоева, Е. Ю. Психолого-педагогические условия профессионального развития молодого педагога / Е. Ю. Сысоева // Новое поколение профессионалов в образовании: векторы профессионально-личностного развития молодого педагога : сб. матер. Всерос. науч.-прак
10. Черданцева, Е. В. Организация работы с молодыми педагогами в муниципальной системе образования / Е. В. Черданцева // Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление : матер. II межрегион. науч.-практ. конф., г. Кемерово, 9 апр. 2015 г. — Кем
11. Bautista, A. Teacher professional development in Singapore : Depicting the landscape / A. Bautista, J. Wong, S. Gopinathan // Psychology, Society and Education. — 2015. — Vol. 7, № 3. — Р. 311–326.
12. Lam, B. H. Teacher professional development in Hong Kong compared to Anglosphere: the role of Confucian philosophy / B. H. Lam // Psychology, Society and Education. — 2015. —Vol. 7, № 3. — Р. 298–304.
13. Niemi, H. Teacher professional development in Finland : Towards a more holistic approach / H. Niemi // Psychology, Society and Education. — 2015. — Vol. 7, №3. — Р. 278–294.

Остальные статьи