Дата публикации: 01.04.2023

Структура субъектности современного педагога

Аннотация

В статье приводятся данные о выраженности компонентов субъектности современного учителя. В онлайн-исследовании участвовали 409 педагогов общеобразовательных школ, из них 83,6 % — женщины, 16,4 % — мужчины, средний возраст — 37,0 года (SD = 12,7). В структуре субъектности доминируют компоненты собственной уникальности и способности к саморазвитию. Наименее выражен компонент понимания и принятия другого человека. Выраженность компонентов зависит от возраста, стажа работы и квалификационной категории учителя и не зависит от пола. Субъектность учителя рассматривается как профессионально-личностный ресурс для позитивных трансформаций современного образования.




Введение

Изменения в общественном развитии и системе образования, а сегодня — и в соответствии с новыми вызовами и угрозами современности с особой остротой сформулировали вопрос о том, какими личностными  особенностями должны обладать педагоги XXI в., готовые и способные обеспечить эти трансформации. Если в XX в. успешность в профессиональной деятельности определялась способностью человека к адаптации, то в начале XXI в. ведущей становится способность к изменениям, связанная с развитием особого личностного свойства — субъектности, в основе которого лежит отношение человека к себе как к деятелю [2; 3; 20].

Структурными компонентами субъектности выступают «осознанная активность, самостоятельность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию, рефлексия, возможность свободы выбора и ответственность за него, осознание и переживание уникальности себя, понимание и принятие другого человека, саморазвитие. Компоненты субъектности… представляются необходимыми и достаточными условиями реализации преобразующей активности личности» [12, с. 45]. Необходимым критерием развития субъектности является ее структурная сбалансированность, то есть равномерная выраженность компонентов субъектности [4; 12]. Субъектность учителя выступает важнейшим условием развития субъектности ребенка [2; 12]. Сегодня субъектность становится принципом нового понимания детерминации личностного развития [15; 20; 22] и развития образования [9; 10; 14; 21; 23; 24].

Целью данной статьи является изучение структуры субъектности современного учителя. Сравнительный анализ выраженности компонентов субъектности учителя конца XX в. и нашего времени; анализ компонентов субъектности учителя и определение характера связи компонентов субъектности со стратификационными параметрами современных учителей составляют наши основные исследовательские задачи. Мы рассматриваем субъектность как основной профессионально-личностный ресурс учителя для позитивных трансформаций современного образования. Личность педагога — центральный компонент любой образовательной системы, через которую только и происходят изменения и, главное, развитие личности ребенка. По справедливому и не потерявшему своей актуальности замечанию Ш. А. Амонашвили [1], никакие преобразования и нововведения в школе не дадут результата, если они не пройдут через ум, душу и сердце учителя. 

Материалы и методы

Список литературы

1. Рябикина, З. И. Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа / З. И. Рябикина // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. — Москва, 2005. — C. 5–22.
2. Students’ beliefs about agentic engagement : A phenomenological study in urban high school physical science and engineering classes / J. Zambrano, A. A. U. Kennedy, Cr. Aguilera, E. A. Patall // Journal of Educational Psychology. — 2022. — Vol. 114, №
3. Skinner, E. A. Control, means-ends, and agency beliefs : A new conceptualization and its measurement during childhood / E. A. Skinner, M. Chapman, P. B. Baltes // Journal of Personality and Social Psychology. — 1988. — Vol. 54. — P. 117–133.
4. Ma, A. Reconciling female agentic advantage and disadvantage with the CADDIS measure of agency / A. Ma, A. S. Rosette, C. Z. Koval // Journal of Applied Psychology. — 2022. — Vol. 107, № 12. — P. 2115–2148. — <a href="https://doi.org/10.1037/apl0000550" target="_blank">https://doi.org/10.1037/apl0000550</a>
5. Causality, agency, and control beliefs in East versus West Berlin children : A natural experiment on the role of context / G. Oettingen, T. D. Little, U. Lindenberger [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 66, № 3. —
6. Bandura, A. Human agency in social cognitive theory / A. Bandura // American Psychologist. — 1989. — Vol. 44. — P. 1175–1184. — <a href="https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.9.1175" target="_blank">https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.9.1175</a>
7. Япарова, О. Г. Взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками / О. Г. Япарова, А. А. Аболевич // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2019. — № 1 (45). — С. 54–62. — URL: <a href="https://elibrary." target="_blank">https://elibrary.</a> ru (дата
8. Суворова, О. В. К проблеме критериев и структуры субъектности / О. В. Суворова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». — 2011. — Т. 13, № 2 (5). — С. 1238–1243.
9. Скитневская, Л. В. Сравнительный анализ типов личностной центрации педагога (1994 и 2014 гг.) / Л. В. Скитневская, Д. В. Жарова // Педагогика и психология образования. — 2016. — № 1. — С. 85–92. — URL: <a href="https://elibrary.ru" target="_blank">https://elibrary.ru</a> (дата обращения: 06.04.2023).
10. Серегина, И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога : автореф. ... дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Серегина Илона Альбертовна. — Москва, 1999. — 24 с.
11. Сергиенко, Е. А. Принципы психологии развития: современный взгляд / Е. А. Сергиенко // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5, № 24. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.psystudy.ru (дата обращения: 06.04.2023).
12. Сергиенко, Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32, № 1. — С. 120–132.
13. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск : Университетское, 1990. — 559 с.
14. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е. Н. Волкова, О. В. Суворова, Н. И. Дунаева [и др.]. — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2012. — 250 с.
15. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 512 с.
16. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. монография / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. — Москва ; Самара : Бахрах, 2022. — 276 с.
17. Панов, В. И. Cубъект и субъектность: от феномена к процессуальности / В. И. Панов // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. — Москва, 2018. — С. 349–356.
18. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. — Москва : Академия, 2002. — 272 c.
19. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М.Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. — 376 c.
20. Леонтьев, Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Д. А. Леонтьев // Эпистемология и философия науки. — 2010. — № 3 (25). — С. 136–153.
21. Волкова, Е. Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков / Е. Н. Волкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2020. — № 197. — С. 52–62.
22. Волкова, Е. Н. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Е. Н. Волкова, А. В. Гришина // Психологический журнал. — 2015. — Т. 36, № 2. — С. 20–31.
23. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова // Мир психологии. — 2005. — № 3 (43). — С. 33–40.
24. Волкова, Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Волкова Елена Николаевна. — Москва, 1992. — 22 с.

Остальные статьи