Структура субъектности современного педагога
Аннотация
В статье приводятся данные о выраженности компонентов субъектности современного учителя. В онлайн-исследовании участвовали 409 педагогов общеобразовательных школ, из них 83,6 % — женщины, 16,4 % — мужчины, средний возраст — 37,0 года (SD = 12,7). В структуре субъектности доминируют компоненты собственной уникальности и способности к саморазвитию. Наименее выражен компонент понимания и принятия другого человека. Выраженность компонентов зависит от возраста, стажа работы и квалификационной категории учителя и не зависит от пола. Субъектность учителя рассматривается как профессионально-личностный ресурс для позитивных трансформаций современного образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 52-60 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_52 |
Введение
Изменения в общественном развитии и системе образования, а сегодня — и в соответствии с новыми вызовами и угрозами современности с особой остротой сформулировали вопрос о том, какими личностными особенностями должны обладать педагоги XXI в., готовые и способные обеспечить эти трансформации. Если в XX в. успешность в профессиональной деятельности определялась способностью человека к адаптации, то в начале XXI в. ведущей становится способность к изменениям, связанная с развитием особого личностного свойства — субъектности, в основе которого лежит отношение человека к себе как к деятелю [2; 3; 20].
Структурными компонентами субъектности выступают «осознанная активность, самостоятельность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию, рефлексия, возможность свободы выбора и ответственность за него, осознание и переживание уникальности себя, понимание и принятие другого человека, саморазвитие. Компоненты субъектности… представляются необходимыми и достаточными условиями реализации преобразующей активности личности» [12, с. 45]. Необходимым критерием развития субъектности является ее структурная сбалансированность, то есть равномерная выраженность компонентов субъектности [4; 12]. Субъектность учителя выступает важнейшим условием развития субъектности ребенка [2; 12]. Сегодня субъектность становится принципом нового понимания детерминации личностного развития [15; 20; 22] и развития образования [9; 10; 14; 21; 23; 24].
Целью данной статьи является изучение структуры субъектности современного учителя. Сравнительный анализ выраженности компонентов субъектности учителя конца XX в. и нашего времени; анализ компонентов субъектности учителя и определение характера связи компонентов субъектности со стратификационными параметрами современных учителей составляют наши основные исследовательские задачи. Мы рассматриваем субъектность как основной профессионально-личностный ресурс учителя для позитивных трансформаций современного образования. Личность педагога — центральный компонент любой образовательной системы, через которую только и происходят изменения и, главное, развитие личности ребенка. По справедливому и не потерявшему своей актуальности замечанию Ш. А. Амонашвили [1], никакие преобразования и нововведения в школе не дадут результата, если они не пройдут через ум, душу и сердце учителя.