Дата публикации: 01.04.2023

Профессиональная подготовка учителей интеллектуально одаренных школьников: проблемные аспекты психологического климата в классе

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор современных отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме взаимодействия интеллектуально одаренных детей и их педагогов в условиях школьного обучения. Показано негативное влияние стереотипизации представлений учителей об эмоционально-личностных и социальных особенностях одаренных детей не только на выявление и реализацию их потенциала, но и на развитие личности. Обоснована ключевая роль личностно-профессионального развития учителя в организации и регулировании взаимодействия участников образовательного процесса в классе на основе научных знаний и концепций.




Введение

Актуальность изучения роли образовательной среды в реализации высокого потенциала одаренных детей обусловлена необходимостью научного обоснования психолого-педагогического сопровождения их обучения в школе в связи с запросом общества на поиск и развитие талантов будущих поколений. Одним из важнейших компонентов образовательной среды признается школьный климат — многогранная конструкция, включающая разнообразные характеристики управленческих, академических, социальных, эмоциональных и других взаимодействий между всеми участниками процесса обучения [5; 8; 11; 16]. В последние десятилетия широкое распространение получило понятие «климат класса» как связанное с субъективным восприятием учащимися их ближайшего окружения, его безопасности и взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Хотя климат класса в значительной степени зависит от климата школы в целом, климат в классе более изменчив, часто отличается в разных классах одной и той же школы и может быть даже уникальным, в том числе под влиянием учителя [9; 16]. Данные эмпирических исследований свидетельствуют о связи климата в школе и классе с особенностями учебной деятельности учащихся, их вовлеченности в учебу, мотивации, академических результатов, развития когнитивных и эмоционально-личностных характеристик [5; 9; 11], что справедливо и для интеллектуально одаренных школьников [2; 13; 17]. В исследованиях подчеркивается ключевая роль личностно-профессионального развития учителя в организации и регулировании взаимодействия участников образовательного процесса в классе [4; 13; 16; 17; 22].

Представления учителей об одаренных детях и психологический климат в классе

Исследования представлений педагогов об одаренных детях нередко обнаруживают негативные стереотипы у учителей, не получивших специальную профессиональную подготовку для обучения интеллектуально одаренных школьников. Такие стереотипы связаны с гипотезой о дисгармонии развития, согласно которой высокий уровень интеллекта часто сочетается с эмоциональными (чрезмерная возбудимость, чувствительность, тревожность) и социальными (дезадаптация, изоляция, одиночество) нарушениями [3; 10; 15; 19; 22; 23]. Однако сравнительные исследования частоты и выраженности таких проблем у интеллектуально одаренных детей и их нормотипичных сверстников такие представления не подтверждают [10; 22]. Но это не исключает наличия указанных проблем у интеллектуально одаренных детей, особенно подростков, в неблагоприятном окружении.

Не менее распространенными и вредными являются чрезмерно позитивные стереотипные представления учителей о том, что одаренные школьники превосходят своих сверстников во всех отношениях и могут достигать высоких результатов во всех учебных предметах и во всевозможных конкурсах [3; 10; 15]. Обладающие такими представлениями учителя не признают одаренность учащихся со средней и тем более с низкой успеваемостью и/или с нарушениями внимания, с относительным отставанием развития некоторых способностей. В научной литературе таких учащихся называют вдвойне исключительными и их индивидуальные особенности и методы их психолого-педагогической поддержки активно изучаются и обсуждаются [7; 14; 19; 21; 24]. Важным активом таких детей являются учителя, которые защищают их интересы и могут обнаружить и реализовать их потенциал [19]. Последствиями негативного отношения учителей и невыявления одаренности и/или трудностей в учении часто оказываются чувство безнадежности, низкая самооценка, отчуждение, уход из школы. Индивидуальный подход, учитывающий особенности такого ребенка в целом, необходим для обеспечения положительных результатов в учебе, и любой план его поддержки должен принимать во внимание его социально-эмоциональное функционирование с точки зрения не только психологии одаренности, но и специальной психологии.

Список литературы

1. Environmental perceptions of gifted secondary school students engaged in an evidence-based enrichment practice / C.B. Brigandi, J. M. Weiner, D. Siegle [et al.] // Gifted Child Quarterly. — 2018. — Vol. 62, № 3. — P. 289–305. — <a href="https://doi.org/10.1177" target="_blank">https://doi.org/10.1177</a>
2. White, S. L. J. Why do we know so little about the factors associated with gifted underachievement? A systematic literature review / S. L. J. White, L. J. Graham, S. Blaas // Educational Research Review. — 2018. — Vol. 24. — P. 55–66. — URL: <a href="https://e" target="_blank">https://e</a>
3. Threat or challenge? Teacher beliefs about gifted students and their relationship to teacher motivation / S. Matheis, L. Kronborg, M. Schmitt, F. Preckel // Gifted and Talented International. — 2017. — Vol. 32, №2. — P. 134–160. — DOI: 10.1080/1533227
4. Szymanski, A. Social and emotional issues in gifted education / A. Szymanski // Critical Issues and Practices in Gifted Education. A Survey of Current Research on Giftedness and Talent Development / ed. by J. Plucker, C. Callahan. — New York, 2020. —
5. Siegle, D. Do you know what I’m thinking? A comparison of teacher and parent perspectives of underachieving gifted students’ attitudes / D. Siegle, L. D. V. Rubenstein, D. B. McCoach // Psychology in the Schools. — 2020. — Vol. 57, № 10. — P. 1596–161
6. Siegle, D. Why I believe I achieve determines whether I achieve / D. Siegle, D. B. McCoach, A. Roberts // High Ability Studies. — 2017. — Vol. 28, № 1. — P. 59–72. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1080/13598139.2017.1302873
7. Myler, A. Understanding the complexities of twice-exceptional learners / A. Myler. — 2023. — URL: <a href="https://www.teachermagazine.com/au_en/articles/understanding-the-complexities-of-twice-exceptional-learners" target="_blank">https://www.teachermagazine.com/au_en/articles/understanding-the-complexities-of-twice-exceptional-learners</a> (date of the application: 25.03.2023).
8. Long, S. Teachers regulating competition in gifted classrooms : A research paper submitted in conformity with the requirements. For the degree of Master of Teaching. Department of curriculum, teaching and learning. Ontario Institute for Studies in Edu
9. Haidari, S. M. Teacher and student perspectives on safe learning climate in gifted education / S. M. Haidari, F. Karakuş, A. Koçoğlu // Journal of Theoretical Educational Science. — 2020. — Vol. 13, № 2. — P. 311–333. — <a href="http://dx.doi.org/10.30831/akuk" target="_blank">http://dx.doi.org/10.30831/akuk</a>
10. Goldenberg, J. School climate, classroom climate, and teaching quality: can excellent students unravel these connections? / J. Goldenberg, R. Klavir // International Journal for Talent Development and Creativity. — 2017. — Vol. 5, № 1/2. — P. 137–148.
11. Godor, B. P. Sense of belonging or feeling marginalized? Using PISA 2012 to assess the state of academically gifted students within the EU / B. P. Godor, A. Szymanski // High Ability Studies. — 2017. — Vol. 28, № 2. — P. 181–197. — DOI: 10.1080/135981
12. Foley-Nicpon, M. High ability students with coexisting disabilities : Implications for school psychological practice / M. Foley-Nicpon, S. G. Assouline // Psychology in the Schools. — 2020. — Vol. 57, № 10. — P. 1596–1626.
13. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога как стратегическая задача системы непрерывного образования / Л. М. Митина // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. монография / под ред.
14. Eker, A. Competition skills and challenge level scale (CCS) in gifted and talented education: development, validity and reliability / A. Eker // Journal of Gifted Education and Creativity. — 2022. — Vol. 9, № 1. — P. 75–84.
15. Bochaver, A. A. School climate questionnaire: a new tool for assessing the school environment / A. A. Bochaver, K. D. Khlomov // Frontiers in Psychology. — 2022. — Vol. 13. — P. 1–9. — <a href="https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.871466" target="_blank">https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.871466</a>
16. Baudson, T. G. Teachers’ conceptions of gifted and average-ability students on achievement-relevant dimensions / T. G. Baudson, F. Preckel // Gifted Child Quarterly. — 2016. — Vol. 60, № 3. — P. 212–225. — <a href="https://doi.org/10.1177/0016986216647115" target="_blank">https://doi.org/10.1177/0016986216647115</a>
17. Alonso-Tapia, J. Differences in classroom motivational climate: causes, effects and implications for teacher education. A multilevel study. Anales de psicología / J. Alonso-Tapia, M. A. Ruiz, J. A. Huertas // Annals of Psychology. — 2020. — Vol. 36, №
18. Akkanat, Ç. Analyzing the relationship between perceived academic involvement and school climate by gifted students and their science ability / Ç. Akkanat, M. Gökdere // Research on Education and Psychology (REP). — 2021. — Vol. 5, № 2. — P. 147–162. —
19. Щебланова, Е. И. Особенности профессиональной подготовки педагогов для обучения интеллектуально одаренных школьников: вызовы и ресурсы / Е. И. Щебланова // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : кол. мо
20. Шумакова, Н. Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики / Н. Б. Шумакова // Социальные науки и детство. — 2020. — Т. 1, № 1. — С. 34–46. — <a href="https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103" target="_blank">https://doi.org/10.17759/ssc.2020010103</a>
21. Школьный климат: концепция и инструмент измерения / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, Д. К. Ходоренко, К. А. Тенишева. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2018. — DOI: 10.17323/978-5-7598-1737-6
22. Тихомирова, Т. Н. Эффекты влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. — 2021. — № 6. — С. 30–43.
23. Попова, Л. В. Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся / Л. В. Попова, Н. В. Мешкова // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 7, № 1. — URL: <a href="http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Popova_" target="_blank">http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Popova_</a> Meshkova.phtml (дата
24. Петрова, С. О. Оценка психологического климата в школе одаренными учащимися средних и старших классов / С. О. Петрова, Е. И. Щебланова // Психология и школа. — 2010. — № 1. — С. 3–23.

Остальные статьи