Дата публикации: 01.04.2023

Ретроинновация как источник модернизации профессиональной подготовки современного педагога в Санкт-Петербурге

Аннотация

Статья посвящена анализу характерных особенностей развития образования в Санкт-Петербурге в контексте использования ретроинноваций для обеспечения оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях модернизации отечественной системы образования. Даются краткая характеристика и оценка роли и места феномена «ретроинновация» в контексте реформирования системы образования в России и Северо-Западном регионе на примере Санкт-Петербурга.




Оформление системы профессионального педагогического образования начала ХХI в. характеризуется проявлением различных тенденций, которые обладают как позитивными/прогрессивными, так и негативными/кризисными особенностями. В настоящее время активно проводятся многочисленные реформы отечественной образовательной среды. При этом предлагаются оформление, разработка и внедрение разнообразных новаций с учетом существующих фундаментальных научных парадигм, а также локальных авторских концепций и моделей организации работы с подрастающим поколением. Кроме того, сегодня существует явно выраженная потребность не только учитывать требования современного общества, активно внедряющего в образование современные информационные и компьютерные технологии, но и опираться на имеющиеся классические социокультурные традиции гуманизации деятельности как отдельных учебных заведений различного уровня, так и образовательной системы в целом.

В связи с этим следует особо учитывать тот факт, что основные направления реформирования сферы деятельности современного педагога должны в первую очередь учитывать сложившуюся в культуре определенного государства/региона систему социальных норм и традиций. Кроме того, возникает потребность в опоре на учет и изучение собственно эволюции культурной жизни той или иной нации, а также на экстраполяцию в образовательную сферу основ социокультурного своеобразия развития общества. Поэтому, опираясь на выводы Л. Н. Мамаевой, мы констатируем: поиск инновационных способов решения «накопившихся проблем и конкретных противоречий, которые присущи отечественному образованию и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются: между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами; бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся; тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями» [8, с. 38].

Одновременно в современных исследованиях K. Angelovski, Т. М. Андриановой, Г. И. Ибрагимова, С. В. Колесовой, И. Р. Лазаренко, О. А. Логиновой [4; 7; 14; 15] подчеркивается, что инновационность рассматривается в качестве характерной тенденции нашего времени. В частности, Н. М. Мухамеджанова указывает, что «тенденция к спонтанному экспериментированию приобретает сегодня характер массовой эпидемии или моды…» [10, с. 1846]. Обращение к работам специалистов в сфере инноватики свидетельствует, что собственно оформление термина «инновация» связано с латинским корнем inovatis (in — в, novus — новый). При этом инновация предполагает диверсификацию любого явления действительности, так как согласно трактовке Й. Шумпетера (1911) оценивается «как изменение с целью внедрения новых видов потребительских товаров, производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, то есть инновация является главным источником прибыли за счет: использования новых информационных, технологических ресурсов, в том числе потенциала внешней социокультурной среды для обеспечения деятельности; производства/внедрения/реализации более эффективной и менее затратной продукции в новых сферах; изменения в средствах/формах/приемах организации деятельности и материальнотехническом обеспечении» (цит. по: [4]).

В связи с этим возникает еще одна актуальная проблема — анализа идентичности/адекватности используемой терминологии. Сегодня для характеристики обеспечения модернизации каких-либо социокультурных явлений используется целый ряд понятий, которые нередко рассматриваются как взаимозаменяемые или синонимичные: «рецепция», «реконструкция», «реновация», «ретроновация», «ретроинновация» и даже «реинкарнация». Однако компаративный анализ заявленного терминологического аппарата свидетельствует о том, что даже между такими вполне «безобидными» синонимами, как «новация» и «инновация», присутствуют существенные различия. Поясним нашу принципиальную авторскую позицию.

На наш взгляд, в наборе заявленной терминологии находят отражение определенные и различающиеся между собой подэтапы и формы организации реформирования на основе историко-педагогического опыта. Так, посредством понятия «новация» позиционируются точное принятие и воспроизведение какого-либо явления без его целенаправленной модификации, а термин «инновация» апеллирует к внедрению нововведения или его «реконструкции», то есть рассматривается как процесс адаптации объекта для его использования в новых социально-исторических условиях. 

Список литературы

1. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2.— С. 41–49.
2. Богуславский, М. В. Миссия историка педагогики в информационную эпоху / М. В. Богуславский // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. А.
3. Васильев, И. Н. Нововведения в образовании, проблемы образования в России / И. Н. Васильев // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 44. — С. 57–59.
4. Ибрагимов, Г. И.Теория обучения : учеб. пособие / Г. И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова. — Москва : ВЛАДОС, 2011. — 383 с. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> studentlibrary.ru/book/ISBN9785691017056.html (дата обращения: 01.04.2023).
5. Клименко, Т. К. Инновационное образование как фактор формирования личности будущего учителя / Т. К. Клименко // Гуманитарный вектор. — 2012. — № 1 (29). — С. 138–147.
6. Котова, С. А. Развитие поликультурной компетентности будущих педагогов в контексте освоения опыта международных инноваций / С. А. Котова, Э. В. Онищенко // Психология образования в поликультурном пространстве. — Елец, 2015. — Т. 4, № 32. — С. 118–123.
7. Лазаренко, И. Р. Соотношение готовности педагогов к инновационной деятельности и интенсивности инновационных преобразований системы образования / И. Р. Лазаренко, С. В. Колесова, О. А. Логинова // Столыпинский вестник. — 2022. — № 7. — С. 3659–3669.
8. Мамаева, Л. Н. Инновации в образовании / Л. Н. Мамаева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2012. — № 1 (40). — С. 37–39.
9. Марчукова, С. М. Ретроинновация как предмет историко-педагогического исследования / С. М. Марчукова // Педагогическое образование в государствах — участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И.
10. Мухамеджанова, Н. М. Традиции и новации в российском образовании / Н. М. Мухамеджанова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : матер. Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). — Оренбург, 2015. — С.
11. Онищенко, Э. В. Творческая самореализация будущего учителя начальной школы при изучении элективного курса «Образовательное пространство СанктПетербурга» / Э. В. Онищенко // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка : стратегии будущего.
12. Онищенко, Э. В. Феномен ретроинновации в системе научно-исследовательской деятельности будущих педагогов Института детства Российского педагогического университета им. А. И. Герцена / Э. В. Онищенко // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого
13. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и перспективы / А. И. Пригожин. — Москва, 1989. — 270 с.
14. Angelovski, K. Teachers and innovations : a book for teachers / Krste Angelovski ; Per. with maked. V. P. Didenko. — Moscow : Education, 1991. — 159 p.
15. Understanding a shared past leaning for the future / Introduction and short history and description of the project // Changes and Continuity in everyday life in Albania, Bulgaria and Macedonia, 1945–2000. — Sofia, 2003. — P. 3–5.

Остальные статьи