Дата публикации: 01.04.2023

Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога

Аннотация

Впервые в статье представлен теоретический анализ характеристик ресурсного педагогического мышления, сгруппированных по функциональным критериям. В качестве основания такой дифференциации рассматриваются глубина, устойчивость, оперативность, действенность, конструктивность реализации функции. Выделены структурные характеристики ресурсного мышления: психологические, личностные и когнитивные ресурсы. Обосновано, что ресурсность мышления педагога выступает предиктором творческого потенциала и выполняет определенные инструментальные функции в реализации задач развития личности и повышения эффективности ее деятельности. Такой подход позволяет целенаправленно определять перспективные линии исследования и формирования ресурсного мышления педагога.




В современной психологии по-прежнему актуальной остается проблема исследования ресурсов личности. Для эффективного совладания с вызовами современности педагогу требуются осмысление имеющегося у него запаса надежности и поиск новых ресурсов, необходимых для оптимального разрешения возникающих трудностей. Поэтому понимание ресурсного педагогического мышления неразрывно связано с рассмотрением психологических, личностных и когнитивных ресурсов.

Психологические ресурсы — сформированные личностные структуры, которые используются педагогом для решения задач, возникающих в текущей педагогической ситуации. Для разрешения сложных ситуаций в профессиональной деятельности субъекту необходимо адекватно ориентироваться в имеющихся психологических ресурсах, ибо нельзя управлять объектом, не изучив его. Психологическими ресурсами являются особенности личности, обеспечивающие конструктивное отношение к успехам и неудачам [7].

С помощью личностных ресурсов педагог приспосабливается к меняющимся условиям жизнедеятельности, обеспечивает психологический комфорт. Ресурс, включенный в деятельность, становится основой для развития мощного психологического потенциала личности (см.: [16, с. 10]). Л. М. Митина [13; 14] подчеркивает, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует реализации потенциальных возможностей. В преодолении профессиональных и личностных кризисов целью психологической помощи должно быть развитие субъектности [12]. Личностный ресурс, по мнению В. А. Новгородской, является интегративным показателем уровня развития субъектности, который обеспечивает осознанную рефлексию субъектом своего сформированного внутреннего мира (см.: [16, с. 13]). Личностный ресурс как системное образование обеспечивает оптимальное взаимодействие субъекта с миром и с самим собой.

Когнитивные ресурсы — умственные способности, необходимые для выполнения различных действий по обработке информации и проявляющиеся в оценке познаваемой ситуации. Важным условием сохранения и приумножения когнитивных ресурсов является высокий уровень дифференцированности познавательных способностей и процессов, мотивационных подструктур и, особенно, комплекса адаптивных механизмов.

Поскольку не существует абстрактных истин, то представляется целесообразным в лаконично-дескриптивном ключе раскрыть основное конкретное содержание психологических, личностных и когнитивных ресурсов.

Список литературы

1. Bakker, A. B. Creativity and Charisma among female leaders: the role of resources and work engagement / A. B. Bakker, D. Xanthopoulou // The International Journal of Human Resource Management. — 2013. — Vol. 24, № 14. — P. 2760–2779.
2. Пошехонова, Ю. В. Метапознание и профессиональное педагогическое мышление преподавателя высшей школы / Ю. В. Пошехонова // Педагогика и психология: теория и практика. — 2018. — № 3 (11). — С. 17–23.
3. Серафимович, И. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы и надситуативности мышления как ресурса молодых специалистов разных типов профессий / И. В. Серафимович, Е. А. Медведева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Т.
4. Сергиенко, Е. А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е. А. Сергиенко, Е. А. Виленская, Ю. В. Ковалева. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2010. — 352 с.
5. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 272 с.
6. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 384 с.
7. Холодная, М. А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания / М. А. Холодная, А. А. Алексапольский // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31, № 4. — С. 59–68.
8. Шадриков, В. Д. Общая психология : учеб. для акад. бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов ; под ред. В. Д. Шадрикова. — Москва : Юрайт, 2015. — 420 с.
9. Bakker, A. B. Work engagement: a handbook of essential theory and research / A. B. Bakker, M. P. Leiter. — New York : Psychology Press, 2010. — 224 p.
10. Панов, В. И. Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования / В. И. Панов, Э. В. Патраков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2020. — Вып. 3. — С. 531–541. — DOI: 10.33910/herzenpsy
11. Consciousness Explained / ed. by D. Dennett, A. Lane. — New York ; Boston ; London : The Penguin Press, 1991. — 511 p.
12. Deming, W. E. The New Economics : for Industry, Government, Education / W. Edwards Deming. — Cambridge, Massachusetts, USA : The MIT Press, 2000. — 247 p.
13. Empowering employees : The moderating role of perceived organizational climate andjustice / J. S. Boudrias, L. Brunet, A. J. S. Morin [et al.] // Canadian Journal of Behavioural Sciences. — 2010. — Vol. 42. — P. 201–211.
14. Hobfoll, S. The influence of culture, community, and the nest-self in the stress process : Advancing conservation of resources theory / S. Hobfoll // Applied Psychology : An International Review. — 2001. — Vol. 50. — P. 337–421.
15. Modeling the Experience of Psychological Health at Work : The role of Personal Resources, Social-Organization Resources, and Job Demands / J. Boudrias, P. Desrumaux, P. Gaudreau [et al.] // International Journal of Stress Management. — 2011. — Vol. 18
16. Organizational stress through the lens of Conservation of Resources (COR) theory / M. Westman, S. E. Hobfoll, C. Shoshi [et al.] // Exploring interpersonal dynamics / ed. by P. L. Perrewé, D. C. Ganster. — Elsevier, 2005. — P. 167–220.
17. Reciprocal relationships between job resources, personal resources, and work engagement / D. Xanthopoulou, A. B. Bekker, E. Demerouti, W. B. Schaufeli // Journal of Vocational Behavior. — 2009. — Vol. 74. — P. 235–244.
18. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women / S. E. Hobfoll, R. J. Johnson, N. Ennis, A. P. Jackson // Journal of Personality and Social Psychology. — 2003. — Vol. 84. — P. 632–643.
19. Кашапов, М. М. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект / М. М. Кашапов, Г. Л. Шаматонова // Известия Иркутского государственного
20. Березина, Т. Н. Резервные возможности человека / Т. Н. Березина. — Москва : Когито-Центр, 2000. — 111 с.
21. Блажилина, А. С. Надситуативность мышления как фактор развития конфликтной компетентности педагога / А. С. Блажилина, С. Н. Махновец // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ.
22. Бодалев, А. А. Основы социально-психологической теории / А. А. Бодалев. — Москва : МПА, 1995. — 421 с.
23. Войтехович, Т. С. Категория «личностный ресурс» при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда / Т. С. Войтехович, Н. Н. Симонова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия Педагогика.
24. Галой, Н. Ю. Надситуативное мышление как условие креативной компетентности будущего педагога / Н. Ю. Галой, О. И. Лукьянова // Психология одаренности и творчества. — Москва, 2019. — С. 275–279.
25. Гринь, Е. И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 13.00.04 / Гринь Елена Игоревна. — Краснодар, 2009. — 24 с.
26. Кашапов, М. М. Акмеология : учеб. пособие / М. М. Кашапов. — Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011. — 112 с.
27. Кашапов, М. М. Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт / М. М. Кашапов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — 2012. — № 3. — С. 31–41.
28. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 272 с.
29. университета. Серия: Психология. — 2017. — Т. 22. — С. 10–20.
30. Корнилова, Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска / Т. В. Корнилова. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. — 344 с.
31. Митина, Л. М. Психологические характеристики преподавателей вуза, препятствующие и способствующие личностно-профессиональному развитию студентов / Л.М.Митина, З. Н.Галина // Российский научный журнал.— 2012.— №26.— С. 93–100.
32. Митина, Л. М. Трансформация внутриличностных противоречий учителя в ресурс развития и смыслообразования / Л. М. Митина // Психологические проблемы смысла жизни и акме : электр. сб. матер. XX симп. / под ред. Г. А. Вайзер [и др.]. — Москва, 2015. — С.
33. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л. М. Митина. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — 456 с.
34. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Ленинград : Наука, 1983. — 240 с.
35. Новгородская, В. А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Новгородская Вероника Александровна. — Сочи, 2012. — 27 с.

Остальные статьи