Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога
Аннотация
Впервые в статье представлен теоретический анализ характеристик ресурсного педагогического мышления, сгруппированных по функциональным критериям. В качестве основания такой дифференциации рассматриваются глубина, устойчивость, оперативность, действенность, конструктивность реализации функции. Выделены структурные характеристики ресурсного мышления: психологические, личностные и когнитивные ресурсы. Обосновано, что ресурсность мышления педагога выступает предиктором творческого потенциала и выполняет определенные инструментальные функции в реализации задач развития личности и повышения эффективности ее деятельности. Такой подход позволяет целенаправленно определять перспективные линии исследования и формирования ресурсного мышления педагога.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 21-29 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_21 |
В современной психологии по-прежнему актуальной остается проблема исследования ресурсов личности. Для эффективного совладания с вызовами современности педагогу требуются осмысление имеющегося у него запаса надежности и поиск новых ресурсов, необходимых для оптимального разрешения возникающих трудностей. Поэтому понимание ресурсного педагогического мышления неразрывно связано с рассмотрением психологических, личностных и когнитивных ресурсов.
Психологические ресурсы — сформированные личностные структуры, которые используются педагогом для решения задач, возникающих в текущей педагогической ситуации. Для разрешения сложных ситуаций в профессиональной деятельности субъекту необходимо адекватно ориентироваться в имеющихся психологических ресурсах, ибо нельзя управлять объектом, не изучив его. Психологическими ресурсами являются особенности личности, обеспечивающие конструктивное отношение к успехам и неудачам [7].
С помощью личностных ресурсов педагог приспосабливается к меняющимся условиям жизнедеятельности, обеспечивает психологический комфорт. Ресурс, включенный в деятельность, становится основой для развития мощного психологического потенциала личности (см.: [16, с. 10]). Л. М. Митина [13; 14] подчеркивает, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует реализации потенциальных возможностей. В преодолении профессиональных и личностных кризисов целью психологической помощи должно быть развитие субъектности [12]. Личностный ресурс, по мнению В. А. Новгородской, является интегративным показателем уровня развития субъектности, который обеспечивает осознанную рефлексию субъектом своего сформированного внутреннего мира (см.: [16, с. 13]). Личностный ресурс как системное образование обеспечивает оптимальное взаимодействие субъекта с миром и с самим собой.
Когнитивные ресурсы — умственные способности, необходимые для выполнения различных действий по обработке информации и проявляющиеся в оценке познаваемой ситуации. Важным условием сохранения и приумножения когнитивных ресурсов является высокий уровень дифференцированности познавательных способностей и процессов, мотивационных подструктур и, особенно, комплекса адаптивных механизмов.
Поскольку не существует абстрактных истин, то представляется целесообразным в лаконично-дескриптивном ключе раскрыть основное конкретное содержание психологических, личностных и когнитивных ресурсов.