Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития
Аннотация
В теоретико-эмпирическом исследовании выделен комплекс ресурсно-прогностических компонентов личности педагога: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение, обусловливающих анализ, прогноз и актуализацию ресурсных возможностей педагога в ответ на вызовы и риски будущего времени. Доказано, что ресурсно-прогностические конструкты являются главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 02/2023 |
Страницы | 9-21 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_2_9 |
В мире, который постоянно меняется, становится все более неопределенным и непредсказуемым, необходимы педагоги будущего, способные подготовить учащихся к вызовам завтрашнего дня, о которых практически ничего не известно. Учитель должен анализировать реальную жизнь так, чтобы предвидеть и прогнозировать, как она изменится ко времени повзросления его сегодняшних учеников, и обладать необходимыми ресурсами для решения перспективных задач. Это предполагает высокий уровень личностно-профессионального развития педагога.
Эффективное развитие личности и профессиональной деятельности педагога происходит как «извне» — в виде социокультурных обстоятельств, норм, вариантов выполнения деятельности, так и «изнутри» — в плане имеющихся у самого учителя как субъекта профессиональной деятельности и развития ресурсов и перспектив конструирования будущего. Обращение к внутриличностной детерминации профессиональной жизнедеятельности педагога обусловливает актуальность поиска ресурснопрогностических основ, появляющихся в процессе профессионализации во всем временном поле: этапов, стадий, периодов, кризисов, барьеров, средств личностно-профессионального развития в непрерывном временном континууме предподготовки, профессиональной подготовки, профессиональной самореализации педагога.
В психологической науке одной из главных является проблема выяснения условий, при которых совершается переход человека от развития, спровоцированного внешним влиянием и нацеленного на внешние источники подкрепления, к осознанному саморазвитию. Разрешение этой теоретической задачи должно быть основой для разработки тактик и технологий, использование которых в непрерывном педагогическом образовании поможет учителю выйти на траекторию саморазвития и самореализации.
Специфика профессиональной деятельности учителя заключается прежде всего в том, что в ней сегодняшний сиюминутный результат как будто является второстепенным, а главный смысл профессиональной деятельности — в ее отсроченных результатах. Значимые цели учителя субъективно расположены в достаточно отдаленном будущем. Эта отдаленность, временной разрыв между вложенными усилиями и плодами этих усилий делают особенно острой проблему прогноза ближайшего и отдаленного будущего самого учителя и ресурсов, необходимых ему для достижения значимых целей.
В настоящей работе принципиально важно понимание ресурса и ресурсных подходов в рамках разработанного нами системного личностноразвивающего подхода для психологических исследований профессионального роста личности преподавателя.