Дата публикации: 01.04.2023

Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития

Аннотация

В теоретико-эмпирическом исследовании выделен комплекс ресурсно-прогностических компонентов личности педагога: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение, обусловливающих анализ, прогноз и актуализацию ресурсных возможностей педагога в ответ на вызовы и риски будущего времени. Доказано, что ресурсно-прогностические конструкты являются главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся.




В мире, который постоянно меняется, становится все более неопределенным и непредсказуемым, необходимы педагоги будущего, способные подготовить учащихся к вызовам завтрашнего дня, о которых практически ничего не известно. Учитель должен анализировать реальную жизнь так, чтобы предвидеть и прогнозировать, как она изменится ко времени повзросления его сегодняшних учеников, и обладать необходимыми ресурсами для решения перспективных задач. Это предполагает высокий уровень личностно-профессионального развития педагога.

Эффективное развитие личности и профессиональной деятельности педагога происходит как «извне» — в виде социокультурных обстоятельств, норм, вариантов выполнения деятельности, так и «изнутри» — в плане имеющихся у самого учителя как субъекта профессиональной деятельности и развития ресурсов и перспектив конструирования будущего. Обращение к внутриличностной детерминации профессиональной жизнедеятельности педагога обусловливает актуальность поиска ресурснопрогностических основ, появляющихся в процессе профессионализации во всем временном поле: этапов, стадий, периодов, кризисов, барьеров, средств личностно-профессионального развития в непрерывном временном континууме предподготовки, профессиональной подготовки, профессиональной самореализации педагога.

В психологической науке одной из главных является проблема выяснения условий, при которых совершается переход человека от развития, спровоцированного внешним влиянием и нацеленного на внешние источники подкрепления, к осознанному саморазвитию. Разрешение этой теоретической задачи должно быть основой для разработки тактик и технологий, использование которых в непрерывном педагогическом образовании поможет учителю выйти на траекторию саморазвития и самореализации.

Специфика профессиональной деятельности учителя заключается прежде всего в том, что в ней сегодняшний сиюминутный результат как будто является второстепенным, а главный смысл профессиональной деятельности — в ее отсроченных результатах. Значимые цели учителя субъективно расположены в достаточно отдаленном будущем. Эта отдаленность, временной разрыв между вложенными усилиями и плодами этих усилий делают особенно острой проблему прогноза ближайшего и отдаленного будущего самого учителя и ресурсов, необходимых ему для достижения значимых целей.

В настоящей работе принципиально важно понимание ресурса и ресурсных подходов в рамках разработанного нами системного личностноразвивающего подхода для психологических исследований профессионального роста личности преподавателя.

Список литературы

1. 28. Mitin, G. V. Theoretical and Analytical Foundations and New Technological Means of Overcoming Barriers to Personal and Professional Development of Educational Subjects / G. V. Mitin, L. M. Mitina, S. O. Shchelina // ARPHA Proceedings. — 2022. — Vol. 5
2. 27. Hobfoll, S. Conservation of resource caravans and engaged settings / S. Hobfoll // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2011. — Vol. 84. — P. 116–122.
3. 26. Greenglass, E. R. Proactive coping / E. R. Greenglass // Beyond coping : Meeting goals, vision, and challenges / еd. by E. Frydenberg. — London, 2002. — P. 37–62.
4. 25. Хватова, М. В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Хватова Марина Владимировна. — Тамбов, 2012. — 53 с.
5. 24. Фоминова, А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект / А. Н. Фролова. — Москва : Прометей, 2021. — 296 с.
6. 23. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Митиной. — Москва : Психологический институт РАО, 2022. — 308 с.
7. 22. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101–109.
8. 21. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза/ М.А.Одинцова, Л.А.Александрова, Б.Б.Айсмонтас[и др.]// Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — №3 (60). — С. 76–94. — DOI: 10.51944/20738544_2022_3_76
9. 20. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : [кол. монография] / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. — Москва ; Самара : Бахрах, 2022. — 276 с.
10. 19. Митина, Л. М. Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 1. — С. 122–143.
11. 18. Митина, Л. М. Психологические закономерности и ресурсы личностнопрофессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций / Л. М. Митина, Г. В. М
12. 17. Митина, Л. М. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему / Л. М. Митина, Г. В. Митин, С. О. Щелина // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 1 (55). — С.
13. 16. Митина, Л. М. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и систем
14. 15. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — № 3. — С. 143–161. — DOI: 10.24412/2073-0861-
15. 14. Митина, Л. М. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов / Л. М. Митина, С. О. Щелина. — Москва : Психологический институт РАО, 2021. — 312 с.
16. 13. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26, № 6. — С. 87–101.
17. 12. Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 4. — С. 19–33.
18. 11. Личность как субъект жизненных ситуаций: психологические ресурсы совладания / Т. В. Белых, Г. Н. Малюченко, А. А. Карелин, М. М. Орлова. — Саратов : Наука, 2020. — 119 с.
19. 10. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10–16.
20. 9. Ларионова, Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе / Л. И. Ларионова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2017. — Т. 6, № 6А. — С. 50–58.
21. 8. Калашникова, С. А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты / С. А. Калашникова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1 (29). — С. 218–224.
22. 7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. — Москва, 1986. — Т. 2. Развитие произвольных движений. — 296 с.
23. 6. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
24. 5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с.
25. 4. Виноградова, Г. А. Развитие психологических ресурсов студентов-первокурсников (на примере студентов-социологов) / Г. А. Виноградова, Т. П. Сашилова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4/6. — С. 1481–1488.
26. 3. Белинская, Е. П. Проактивное совладание: детерминанты, ресурсы, стратегии / Е. П. Белинская // Личность в пространстве и времени. — 2019. — № 8. — С. 37–43.
27. 2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — Москва : Просвещение, 1976. — 158 с.
28. 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 260 с.

Остальные статьи