Дата публикации: 01.04.2023

Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития

Аннотация

В теоретико-эмпирическом исследовании выделен комплекс ресурсно-прогностических компонентов личности педагога: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение, обусловливающих анализ, прогноз и актуализацию ресурсных возможностей педагога в ответ на вызовы и риски будущего времени. Доказано, что ресурсно-прогностические конструкты являются главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развития учителя как субъекта создания образовательной среды для развития и конструирования будущего учащихся.




В мире, который постоянно меняется, становится все более неопределенным и непредсказуемым, необходимы педагоги будущего, способные подготовить учащихся к вызовам завтрашнего дня, о которых практически ничего не известно. Учитель должен анализировать реальную жизнь так, чтобы предвидеть и прогнозировать, как она изменится ко времени повзросления его сегодняшних учеников, и обладать необходимыми ресурсами для решения перспективных задач. Это предполагает высокий уровень личностно-профессионального развития педагога.

Эффективное развитие личности и профессиональной деятельности педагога происходит как «извне» — в виде социокультурных обстоятельств, норм, вариантов выполнения деятельности, так и «изнутри» — в плане имеющихся у самого учителя как субъекта профессиональной деятельности и развития ресурсов и перспектив конструирования будущего. Обращение к внутриличностной детерминации профессиональной жизнедеятельности педагога обусловливает актуальность поиска ресурснопрогностических основ, появляющихся в процессе профессионализации во всем временном поле: этапов, стадий, периодов, кризисов, барьеров, средств личностно-профессионального развития в непрерывном временном континууме предподготовки, профессиональной подготовки, профессиональной самореализации педагога.

В психологической науке одной из главных является проблема выяснения условий, при которых совершается переход человека от развития, спровоцированного внешним влиянием и нацеленного на внешние источники подкрепления, к осознанному саморазвитию. Разрешение этой теоретической задачи должно быть основой для разработки тактик и технологий, использование которых в непрерывном педагогическом образовании поможет учителю выйти на траекторию саморазвития и самореализации.

Специфика профессиональной деятельности учителя заключается прежде всего в том, что в ней сегодняшний сиюминутный результат как будто является второстепенным, а главный смысл профессиональной деятельности — в ее отсроченных результатах. Значимые цели учителя субъективно расположены в достаточно отдаленном будущем. Эта отдаленность, временной разрыв между вложенными усилиями и плодами этих усилий делают особенно острой проблему прогноза ближайшего и отдаленного будущего самого учителя и ресурсов, необходимых ему для достижения значимых целей.

В настоящей работе принципиально важно понимание ресурса и ресурсных подходов в рамках разработанного нами системного личностноразвивающего подхода для психологических исследований профессионального роста личности преподавателя.

Список литературы

1. Митина, Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности / Л. М. Митина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. — № 3. — С. 143–161. — DOI: 10.24412/2073-0861-
2. Mitin, G. V. Theoretical and Analytical Foundations and New Technological Means of Overcoming Barriers to Personal and Professional Development of Educational Subjects / G. V. Mitin, L. M. Mitina, S. O. Shchelina // ARPHA Proceedings. — 2022. — Vol. 5
3. Hobfoll, S. Conservation of resource caravans and engaged settings / S. Hobfoll // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2011. — Vol. 84. — P. 116–122.
4. Greenglass, E. R. Proactive coping / E. R. Greenglass // Beyond coping : Meeting goals, vision, and challenges / еd. by E. Frydenberg. — London, 2002. — P. 37–62.
5. Хватова, М. В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Хватова Марина Владимировна. — Тамбов, 2012. — 53 с.
6. Фоминова, А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект / А. Н. Фролова. — Москва : Прометей, 2021. — 296 с.
7. Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Митиной. — Москва : Психологический институт РАО, 2022. — 308 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101–109.
9. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза/ М.А.Одинцова, Л.А.Александрова, Б.Б.Айсмонтас[и др.]// Актуальные проблемы психологического знания. — 2022. — №3 (60). — С. 76–94. — DOI: 10.51944/20738544_2022_3_76
10. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : [кол. монография] / под ред. Л. М. Митиной ; Психологический институт РАО. — Москва ; Самара : Бахрах, 2022. — 276 с.
11. Митина, Л. М. Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 1. — С. 122–143.
12. Митина, Л. М. Психологические закономерности и ресурсы личностнопрофессионального развития полисубъектной общности «педагог — учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций / Л. М. Митина, Г. В. М
13. Митина, Л. М. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему / Л. М. Митина, Г. В. Митин, С. О. Щелина // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 1 (55). — С.
14. Митина, Л. М. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса / Л. М. Митина, Г. В. Митин // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и систем
15. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 260 с.
16. Митина, Л. М. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов / Л. М. Митина, С. О. Щелина. — Москва : Психологический институт РАО, 2021. — 312 с.
17. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26, № 6. — С. 87–101.
18. Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 4. — С. 19–33.
19. Личность как субъект жизненных ситуаций: психологические ресурсы совладания / Т. В. Белых, Г. Н. Малюченко, А. А. Карелин, М. М. Орлова. — Саратов : Наука, 2020. — 119 с.
20. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10–16.
21. Ларионова, Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе / Л. И. Ларионова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2017. — Т. 6, № 6А. — С. 50–58.
22. Калашникова, С. А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества: возрастно-психологические аспекты / С. А. Калашникова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1 (29). — С. 218–224.
23. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. — Москва, 1986. — Т. 2. Развитие произвольных движений. — 296 с.
24. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
25. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2005. — 1136 с.
26. Виноградова, Г. А. Развитие психологических ресурсов студентов-первокурсников (на примере студентов-социологов) / Г. А. Виноградова, Т. П. Сашилова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4/6. — С. 1481–1488.
27. Белинская, Е. П. Проактивное совладание: детерминанты, ресурсы, стратегии / Е. П. Белинская // Личность в пространстве и времени. — 2019. — № 8. — С. 37–43.
28. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — Москва : Просвещение, 1976. — 158 с.

Остальные статьи