Человекотворческий потенциал русской литературы как фактор обеспечения безопасной образовательной среды педагогического вуза
Аннотация
В условиях нарастания социальной напряженности, снижения идеологической составляющей в воспитательном процессе, приведших к утрате нравственных и духовных ценностей, подрастающее поколение оказалось самой незащищенной в культурно-психологическом отношении категорией населения. Педагогическое управление созданием безопасной образовательной среды в педагогическом вузе в процессе изучения литературы есть преодоление в современных условиях духовного кризиса, признаками которого являются наблюдающаяся утрата нравственных ориентиров, «разрыв со всеми нажитыми человечеством ценностями» (Акимов В.), переориентация ценностей с духовных на материальные, прагматические, подмена идеалов культуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада, что порождает негативизм, примитивизм, аморализм поведения как явления разрушения личности. Содержание статьи направлено на обеспечение безопасной образовательной среды с целью формирования ценностных установок у обучающихся в процессе изучения русской литературы, впоследствии реализуемых ими в течение всей жизни.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 14-24 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_14 |
В конце XX века на постсоветском пространстве достиг драматической остроты конфликт между национальными ценностями, оказались попраны морально-нравственные и правовые нормы, духовным ценностям приходилось выдерживать грубый натиск утилитаризма и прагматизма. На начало XXI века пришлось обострение борьбы религиозных ценностей христианства и исламского фундаментализма. Но в часы великих испытаний человечество, неся в себе инстинкт самосохранения, обращалось к духовным силам и святыням: религиозным нравственным ценностям, эстетической привлекательности художественного образа и философскому мышлению, позволяющему вскрыть суть противоречий. Современный мир оказался в тупике экономических, социальных и политических проблем, и причина этих катаклизмов — кризис человека, разрушение его духовности. «Мы переступили, — отмечал А. Швейцер, — порог столетия с непоколебимыми фантастическими представлениями о самих себе… Но уже сейчас для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом… Все, что было духовного в жизни общества, воплотилось в факты, которые теперь в свою очередь оказывают отрицательное воздействие на духовное начало» [33, с. 33–34].
В условиях современной России необходимо говорить об охранительной и созидательной функциях гуманитарного образования, о том, чтобы оно не где-нибудь и когда-нибудь, а в каждой школе, в каждом вузе, каждодневно воспитывало гражданина. Сегодня это особенно важно, так как «разложение общества провоцирует исторический нигилизм, попирает величие России, унижает достоинство человека» [32, с. 47]. Гуманитарное знание обладает «целительным потенциалом», поэтому оно «может способствовать исцелению общественных недугов» [32, с. 46]. Сегодня в образовании необходим уровень не просто обученности (или, как теперь говорят, функциональной грамотности), но и воспитанности как индивидуальной меры очеловеченности. Согласно утверждению В. Франкла, «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации»[31, с. 284]. В. И. Слободчиков отмечает, что «речь должна идти о развитии человека — о саморазвитии — как о фундаментальной способности человека становиться и быть полноценным субъектом своей собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя» [26, с. 22]. И особая роль в этом процессе принадлежит гуманитарному образованию. Образование как надпредметная, ценностно ориентированная система знаний формирует «образ» личности специалиста как целостного и органичного субъекта культуры [7, с. 6–7]. Сущность образования заключается в формировании «общего чувства», в «подъеме к всеобщему», в создании безопасной среды, которая способствует работе человеческого сознания и самопонимания [5, с. 163], не в культивировании отдельных способностей, а в гармоничном развитии и преобразовании природных задатков и возможностей человека. В этом смысле «образованность» — это гармония самобытности и универсальности, деятельное соответствие собственной природе, национально-культурная идентичность и одновременно открытость иному, всеобщему. Образование — важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, норм, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого литературой, историей, языком, художественной культурой, народными традициями.
Особенно актуальна такая постановка вопроса для педагогических учебных заведений. Будущие учителя должны ориентироваться на человекосозидательную и человекотворческую деятельность, на осознанную работу по профессионально-личностному самосовершенствованию (Колесникова И. А.). А. П. Валицкая отмечает, что «в процессе образования главная задача герменевтическая, то есть обучение пониманию, которое становится единственным способом постижения истины…» [3, с. 18]. И истина только тогда становится доступной пониманию познающего субъекта, когда она представлена в движении становления. Главным в понимающей педагогике является стремление научить ориентироваться в информационных полях культуры, увлечь и разжечь стремление самостоятельного поиска истины и смысла, решения проблем и выхода из конкретных познавательных ситуаций.
Педагогическая деятельность — сопровождение человека в культуру. М. С. Каган считает, что «образование — передача знаний, научение — передача умений, воспитание — приобщение к ценностям» [15, с. 295]. В процессе усвоения происходит развертывание предметного мира культуры, способности личности ориентироваться в культурном измерении. С точки зрения Ю. М. Лотмана, образование должно быть нацелено на создание такой полноценной жизненной среды (семиотической и практической), в которой бы происходило становление человека [21, с. 464]. Как утверждает И. Е. Видт, культурно-образовательная среда — пространство осуществления образования как механизма социокультурного воспроизводства, что обусловлено культурологическим подходом, рассматривающим образование не просто как процесс усвоения или трансляции знаний, умений, норм и образцов идеального поведения, а как феномен культуры. Таким образом, культура является мощным проводником вневременных ценностей [4, с. 164]. Среди традиционных гуманитарных предметов, играющих важнейшую роль в формировании сознания студенчества, его вживания в культуру, особое место занимает русская литература. Именно литература является такой средой, в которой наиболее концентрированно представлены ценности культуры, идеальные образцы для подражания. Ведь «литература — это судьбы людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персоналий, это творчество писателя, требующее ответного творчества читателя» [19, с. 13]. Русские мыслители (Бердяев Н. А., Розанов В. В., Флоренский П. А., Булгаков С., Ильин И. А., Леонтьев К. Н. и др.) отмечали гуманизм русских писателей как величественное качество русского духа. Вывод Н. А. Бердяева о том, что в творчестве русских писателей «красота как высшая эстетическая категория раскрывается лишь через Человека, его природу», необыкновенно ценен для постижения смысла литературных произведений [2, с. 94]. Человек не как «сверхчеловек», а как мыслящая, любящая, свободолюбивая, нравственная личность — одна из важнейших идей русской литературы, которая «дает каждому человеку возможность впитать в себя особую “информацию” — духовный опыт времен, народов и поколений, выраженный в человеческих судьбах, исканиях, страстях» [1, с. 115].
Литература, утверждает Е. В. Попова, по сути своей аксиологична. Она вырастает из ценностного мировосприятия автора, концентрирует в себе культурно-исторические и вечные ценности, отражает непримиримый конфликт добра и зла (ценностей идеальных и антиценностей), показывает драматизм борьбы между высшими ценностями и является мощным фактором формирования ценностного сознания читателя не только в свою эпоху, но и далеко за ее пределами, в «большом времени» [24].