Дата публикации: 01.04.2023

Формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ на основе проектной деятельности

Аннотация

В статье проводится анализ подходов отечественных ученых к определению содержания формирования военно-профессиональной направленности у обучающихся, раскрываются сущность, структура военно-профессиональной направленности личности суворовцев, особенности проектной деятельности, активизирующие формирование военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ, а также этапы формирования военно-профессиональной направленности личности суворовцев.




Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности офицера, она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные намерения и ожидания, склонности и способности к военной службе. В отечественных исследованиях военно-профессиональную направленность обучающихся определяют как «динамичное личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса, основанного на осознании курсантами будущей деятельности и выражающегося в определяемых военной службой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию и управлению подчиненными, выполнении воинского долга перед Отечеством» [9, с. 14].

Рассматривая понятие военно-профессиональной направленности, И. Б. Нагаев считает ее системообразующим, социально обусловленным, динамическим, интегративным качеством личности и полагает, что она является основой для военно-профессионального самоопределения личности [8, с. 4–7].

По мнению М. Ю. Петрова, «военно-профессиональная направленность курсанта — это детерминанта общей направленности личности, ее сложное свойство, имеющее систему побуждений, определяющее активность субъекта, избирательность его отношений, поведения и действий. В структурно-содержательном отношении она представляет собой сложное, многомерное образование, объединяющее три взаимосвязанных модуля — структурно-содержательный, регуляционно-функциональный и операционно-результативный» [8, с. 47].

В содержании военно-профессиональной направленности суворовцев, как правило, выделяют две стороны: «эмоционально-нравственную, которая отражает внутренний облик воспитанника, степень усвоения и соблюдения им воинского этикета и норм поведения, соблюдения правил общественной морали; организаторскую, проявляющуюся в умении воспитанников суворовских военных училищ организовать и планировать свою повседневную деятельность, учебу и службу» [7, с. 15].

Особенность настоящей статьи в том, что в ней рассматриваются основные компоненты структуры военно-профессиональной направленности личности: эмоционально-волевой, познавательно-мотивационный, деятельно-практический.

Список литературы

1. Fel’dshtein D. I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze / D. I. Fel’dshtein. — Moskva : Pedagogika, 1998. — 154 s.
2. 14. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. — Москва : Педагогика, 1998. — 154 с.
3. Tekhnologii professional’no orientirovannogo obucheniya : ucheb. posobie / I. A. Alekhin, A. T. Klimovich, O. A. Ovsyannikova, A. I. Pustozerov. — Moskva : GKOU VO «Rossiiskaya tamozhennaya akademiya», 2016.
4. 13. Технологии профессионально ориентированного обучения : учеб. пособие / И. А. Алёхин, А. Т. Климович, О. А. Овсянникова, А. И. Пустозеров. — Москва : ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 2016.
5. Stepanov V. G. Proforientatsiya. Funktsional’naya asimmetriya mozga i vybor professii : ucheb. posobie dlya vuzov / V. G. Stepanov. — Moskva : Akademicheskii proekt, 2008. — 447 s.
6. 12. Степанов В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии : учеб. пособие для вузов / В. Г. Степанов. — Москва : Академический проект, 2008. — 447 с.
7. Slobodchikov V. I. Osnovy proektirovaniya razvivayushchego obucheniya / V. I. Slobodchikov. — Petrozavodsk, 1996. — 56 s.
8. 11. Слободчиков В. И. Основы проектирования развивающего обучения / В. И. Слободчиков. — Петрозаводск, 1996. — 56 с.
9. Pryazhnikov N. S. Professional’noe i lichnostnoe samoopredelenie / N. S. Pryazhnikov. — Moskva : Izd-vo In-ta prakt. psikhologii ; Voronezh : MODEK, 1996. — 256 s.
10. 10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 256 с.
11. Noss I. N. Effektivnost’ psikhodiagnostiki voenno-professional’noi napravlennosti u suvorovtsev : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / I. N. Noss. — Moskva : GAVS, 1992. — 22 s.
12. 9. Носс И. Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Носс. — Москва : ГАВС, 1992. — 22 с.
13. Nagaev I. B. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya voenno-professional’noi napravlennosti molodezhi na etape vybora voennoi professii : dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / I. B. Nagaev. — Omsk, 2004. — 248 s.
14. 8. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Б. Нагаев. — Омск, 2004. — 248 с.
15. Mel’nik A. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional’noi napravlennosti u vospitannikov suvorovskikh voennykh uchilishch : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08 / A. I. Mel’nik. — Moskva, 2007. — 23 s.
16. 7. Мельник А. И. Педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. И. Мельник. — Москва, 2007. — 23 с.
17. Leont’ev A. H. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ / A. H. Leont’ev. — Moskva : Politizdat, 1975. — 115 s.
18. 6. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. H. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 115 с.
19. Leont’ev D. A. Professional’noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego / D. A. Leont’ev, E. V. Shelobanova // Voprosy psikhologii. — 2001. — № 1. — S. 57–66.
20. 5. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57–66.
21. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.] ; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva : Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-04359-4. — Tekst : elektronnyi // Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. — U
22. 4. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алехин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алехина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
23. Alekhin I. A. Formirovanie moral’no-politicheskoi i psikhologicheskoi gotovnosti voennosluzhashchikh / I. A. Alekhin, E. I. Fedak, D. A. Feredin // Morskoi sbornik. — 2021. — № 4 (2089). — S. 64–67.
24. 3. Алёхин И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. — 2021. — № 4 (2089). — С. 64–67.
25. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — №1–2 (54). — S. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_
26. 2. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И.А.Алёхин, Н.А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — №1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
27. Alekhin I. A. Didakticheskoe obespechenie dovuzovskoi podgotovki budushchikh spetsialistov: teoretiko-prikladnye osnovy / I. A. Alekhin, S. V. Masyagin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. — № 1 (73). — S. 171–182.
28. 1. Алёхин И. А. Дидактическое обеспечение довузовской подготовки будущих специалистов: теоретико-прикладные основы / И. А. Алёхин, С. В. Масягин // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 1 (73). — С. 171–182.

Остальные статьи