Формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ на основе проектной деятельности
Аннотация
В статье проводится анализ подходов отечественных ученых к определению содержания формирования военно-профессиональной направленности у обучающихся, раскрываются сущность, структура военно-профессиональной направленности личности суворовцев, особенности проектной деятельности, активизирующие формирование военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ, а также этапы формирования военно-профессиональной направленности личности суворовцев.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 257-266 |
УДК | 37.02+355.233 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_257 |
Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности офицера, она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные намерения и ожидания, склонности и способности к военной службе. В отечественных исследованиях военно-профессиональную направленность обучающихся определяют как «динамичное личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса, основанного на осознании курсантами будущей деятельности и выражающегося в определяемых военной службой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию и управлению подчиненными, выполнении воинского долга перед Отечеством» [9, с. 14].
Рассматривая понятие военно-профессиональной направленности, И. Б. Нагаев считает ее системообразующим, социально обусловленным, динамическим, интегративным качеством личности и полагает, что она является основой для военно-профессионального самоопределения личности [8, с. 4–7].
По мнению М. Ю. Петрова, «военно-профессиональная направленность курсанта — это детерминанта общей направленности личности, ее сложное свойство, имеющее систему побуждений, определяющее активность субъекта, избирательность его отношений, поведения и действий. В структурно-содержательном отношении она представляет собой сложное, многомерное образование, объединяющее три взаимосвязанных модуля — структурно-содержательный, регуляционно-функциональный и операционно-результативный» [8, с. 47].
В содержании военно-профессиональной направленности суворовцев, как правило, выделяют две стороны: «эмоционально-нравственную, которая отражает внутренний облик воспитанника, степень усвоения и соблюдения им воинского этикета и норм поведения, соблюдения правил общественной морали; организаторскую, проявляющуюся в умении воспитанников суворовских военных училищ организовать и планировать свою повседневную деятельность, учебу и службу» [7, с. 15].
Особенность настоящей статьи в том, что в ней рассматриваются основные компоненты структуры военно-профессиональной направленности личности: эмоционально-волевой, познавательно-мотивационный, деятельно-практический.