Дата публикации: 01.04.2023

Формирование готовности будущих учителей к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема отечественного педагогического образования — проблема формирования готовности будущих учителей к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности. Значимость проблемы, выбранной автором для исследования, не вызывает сомнения. Данное значение обусловливается современными социокультурными реалиями России. В статье представлен глубокий с научной точки зрения, ценный анализ предметных вопросов в рамках рассмотрения центральных понятий проблемного поля. В целом статья обладает выраженной теоретической, прикладной и практической значимостью.




Педагогическая деятельность в современной социокультурной ситуации предъявляет особые требования к личности учителя и, в частности, к готовности специалиста к постоянной самоорганизации в условиях сложной и противоречивой динамики профессионально-педагогической реальности. Именно поэтому решение проблемы формирования обозначенной готовности у будущих учителей в системе профессионального педагогического образования в настоящее время является актуальным и своевременным. В свою очередь, решение данного вопроса требует глубокого теоретического осмысления и обоснования таких дефиниций исследуемого предметного поля, как самоорганизация и готовность учителя к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности. Обратимся к категориальному анализу обозначенных дефиниций.

Вопросы самоорганизации будущих специалистов отражены в трудах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. И. Уманского, Д. Б. Эльконина и др. В аспекте педагогической деятельности проблемы самоорганизации освещены в работах Т. Н. Болдышевой, Н. М. Варшавского, В. Н. Донцова, Н. А. Заенутдиновой, Н. В. Кузьминой, Н. И. Мурачковского, А. Г. Сорокового и др.

Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов под самоорганизацией понимают совокупность врожденных и приобретенных свойств личности, которые отражаются в интеллектуальной, волевой сферах личности, мотивах поведения и упорядочении собственной деятельности. Важным фактором высокого уровня самоорганизации, по мнению исследователей, является самосознание человека [6, с. 72].

С. С. Куликова связывает самоорганизацию с процессом сознательной упорядоченной деятельности личности, которая для достижения целей организовывает себя во времени и пространстве [7, с. 55].

В свою очередь, самоорганизация будущего специалиста, по мнению Н. А. Афанасьевой, включает в себя цели и мотивы саморазвития, навыки саморегуляции и самоконтроля, реалистичной самооценки и самоанализа. При этом способность профессионала к обозначенной самоорганизации активно развивается в процессе профессиональной подготовки в стенах учебных заведений [1, с. 60].

Список литературы

1. Filonenko V. A. Samoorganizatsiya v professional’nom stanovlenii lichnosti budushchego pedagoga / V. A. Filonenko, V. A. Pet’kov // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Pedagogika i psikhologiya. — 2013. — № 3. — S. 45–51.
2. 9. Филоненко В. А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога / В. А. Филоненко, В. А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — 2013. — № 3. — С. 45–51.
3. Kulikova S. S. Formirovanie umenii samoorganizatsii budushchikh pedagogov v usloviyakh informatizatsii obrazovatel’noi deyatel’nosti : dis. … kand. ped. nauk / S. S. Kulikova. — Sankt-Peterburg, 2008. — 190 s.
4. 8. Куликова С. С. Формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях информатизации образовательной деятельности : дис. … канд. пед. наук / С. С. Куликова. — Санкт-Петербург, 2008. — 190 с.
5. Kotova S. S. Samoorganizatsiya uchebno-professional’noi deyatel’nosti studentov : monografiya / S. S. Kotova. — Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2012. — 208 s.
6. 7. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов : монография / С. С. Котова. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. — 208 с.
7. Knyazeva E. N. Zakony evolyutsii i samoorganizatsii slozhnykh sistem / E. N. Knyazeva, S. P. Kurdyumov. — Moskva : Nauka, 1994. — 238 s.
8. 6. Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — Москва : Наука, 1994. — 238 с.
9. Klushina N. P. Metodicheskoe obespechenie professional’noi podgotovki spetsialistov sotsial’noi raboty / N. P. Klushina. — Stavropol’, 2001. — 195 s.
10. 5. Клушина Н. П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы / Н. П. Клушина. — Ставрополь, 2001. — 195 с.
11. Zhukova V. F. Psikhologo-pedagogicheskii analiz kategorii «psikhologicheskaya gotovnost’» / V. F. Zhukova // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. — 2012. — T. 320, № 6. — S. 117–121.
12. 4. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — Т. 320, № 6. — С. 117–121.
13. Branskoi V. P. Sotsial’naya sinergetika i akmeologiya / V. P. Branskoi, S. D. Pozharskii. — Sankt-Peterburg : Politekhnika, 2002. — 476 s.
14. 3. Бранской В. П. Социальная синергетика и акмеология / В. П. Бранской, С. Д. Пожарский. — Санкт-Петербург : Политехника, 2002. — 476 с.
15. Bondyreva S. K. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy integrirovaniya obrazovatel’nogo prostranstva : izbrannye trudy. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. in-ta, 2005. — 352 s.
16. 2. Бондырева С. К. Психолого-педагогические основы интегрирования образовательного пространства : избранные труды. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 352 с.
17. Afanas’eva N. A. Samoorganizatsiya — faktor uspeshnosti uchebnoi deyatel’nosti / N. A. Afanas’eva // Fundamental’nye issledovaniya. — 2008. — № 2. — S. 60–61.
18. 1. Афанасьева Н. А. Самоорганизация — фактор успешности учебной деятельности / Н. А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 2. — С. 60–61.

Остальные статьи