Формирование готовности будущих учителей к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема отечественного педагогического образования — проблема формирования готовности будущих учителей к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности. Значимость проблемы, выбранной автором для исследования, не вызывает сомнения. Данное значение обусловливается современными социокультурными реалиями России. В статье представлен глубокий с научной точки зрения, ценный анализ предметных вопросов в рамках рассмотрения центральных понятий проблемного поля. В целом статья обладает выраженной теоретической, прикладной и практической значимостью.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 249-256 |
УДК | 37.041 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_249 |
Педагогическая деятельность в современной социокультурной ситуации предъявляет особые требования к личности учителя и, в частности, к готовности специалиста к постоянной самоорганизации в условиях сложной и противоречивой динамики профессионально-педагогической реальности. Именно поэтому решение проблемы формирования обозначенной готовности у будущих учителей в системе профессионального педагогического образования в настоящее время является актуальным и своевременным. В свою очередь, решение данного вопроса требует глубокого теоретического осмысления и обоснования таких дефиниций исследуемого предметного поля, как самоорганизация и готовность учителя к самоорганизации в профессиональной педагогической деятельности. Обратимся к категориальному анализу обозначенных дефиниций.
Вопросы самоорганизации будущих специалистов отражены в трудах В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. И. Уманского, Д. Б. Эльконина и др. В аспекте педагогической деятельности проблемы самоорганизации освещены в работах Т. Н. Болдышевой, Н. М. Варшавского, В. Н. Донцова, Н. А. Заенутдиновой, Н. В. Кузьминой, Н. И. Мурачковского, А. Г. Сорокового и др.
Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов под самоорганизацией понимают совокупность врожденных и приобретенных свойств личности, которые отражаются в интеллектуальной, волевой сферах личности, мотивах поведения и упорядочении собственной деятельности. Важным фактором высокого уровня самоорганизации, по мнению исследователей, является самосознание человека [6, с. 72].
С. С. Куликова связывает самоорганизацию с процессом сознательной упорядоченной деятельности личности, которая для достижения целей организовывает себя во времени и пространстве [7, с. 55].
В свою очередь, самоорганизация будущего специалиста, по мнению Н. А. Афанасьевой, включает в себя цели и мотивы саморазвития, навыки саморегуляции и самоконтроля, реалистичной самооценки и самоанализа. При этом способность профессионала к обозначенной самоорганизации активно развивается в процессе профессиональной подготовки в стенах учебных заведений [1, с. 60].