Особенности мотивационно-ценностного компонента готовности к профессиональному самообразованию курсантов воинских частей
Аннотация
В статье рассматривается утверждение о доминировании мотивационно-ценностного компонента над другими в развитии готовности курсантов учебных воинских частей к профессиональному самообразованию. В исследовании принимали участие 123 курсанта учебного батальона, обучающихся по программе подготовки военнослужащих, принятых на военную службу по контракту в воинские части по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях. Проведен сравнительный анализ общежитейской и учебной мотивации курсантов учебного батальона. Выявлены ведущие мотивы, и проведен их сравнительный анализ на разных этапах профессионального обучения курсантов. Научная новизна заключается в исследовании влияния мотивационно-ценностного компонента на готовность курсантов к самообразованию в рамках программы обучения. В результате исследования выявлена необходимость целенаправленного создания условий для развития мотивационно-ценностного компонента готовности к самообразованию у курсантов в учебных воинских частях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 240-248 |
УДК | 355.233.11+159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_240 |
В соответствии с Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [7]. Вместе с тем существующая система подготовки учащейся молодежи к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и среднего профессионального образования не отвечает предъявляемым требованиям, несмотря на достаточно высокий охват обучаемых.
В связи с этим особое значение приобретает профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов для силовых структур. Общеизвестно, что подготовка офицерских кадров осуществляется в высших учебных заведениях (военных институтах и академиях). Однако большое значение имеет подготовка специалистов младшего командного состава, а также военнослужащих, заключивших первый контракт (проводится в учебных воинских частях).
Организация обучения военнослужащих, заключивших первый контракт, происходит в учебных воинских частях и осуществляется в рамках боевой подготовки. Она имеет свои особенности (структура программы и сроки обучения). В программу обучения (48 учебных дней) входит две части: общевойсковая подготовка и подготовка по предназначению. Одновременно с интенсивным освоением учебной программы курсанты вовлечены в активную профессиональную деятельность, что вызывает определенные затруднения.
Одним из более эффективных способов решения данной проблемы становится военно-профессиональное самообразование курсантов, следовательно, одной из задач военно-педагогического процесса выступает развитие готовности курсантов к профессиональному самообразованию как условию приобретения знаний и умений.
В своих работах А. К. Громцева рассматривала готовность к самообразованию как некий результат «овладения личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности» [2]. К основным компонентам самообразовательной деятельности она относила мотивационный, организационный, оценочный, процессуальный, энергетический.