Дата публикации: 01.04.2023

Особенности мотивационно-ценностного компонента готовности к профессиональному самообразованию курсантов воинских частей

Аннотация

В статье рассматривается утверждение о доминировании мотивационно-ценностного компонента над другими в развитии готовности курсантов учебных воинских частей к профессиональному самообразованию. В исследовании принимали участие 123 курсанта учебного батальона, обучающихся по программе подготовки военнослужащих, принятых на военную службу по контракту в воинские части по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях. Проведен сравнительный анализ общежитейской и учебной мотивации курсантов учебного батальона. Выявлены ведущие мотивы, и проведен их сравнительный анализ на разных этапах профессионального обучения курсантов. Научная новизна заключается в исследовании влияния мотивационно-ценностного компонента на готовность курсантов к самообразованию в рамках программы обучения. В результате исследования выявлена необходимость целенаправленного создания условий для развития мотивационно-ценностного компонента готовности к самообразованию у курсантов в учебных воинских частях.




В соответствии с Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [7]. Вместе с тем существующая система подготовки учащейся молодежи к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и среднего профессионального образования не отвечает предъявляемым требованиям, несмотря на достаточно высокий охват обучаемых.

В связи с этим особое значение приобретает профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов для силовых структур. Общеизвестно, что подготовка офицерских кадров осуществляется в высших учебных заведениях (военных институтах и академиях). Однако большое значение имеет подготовка специалистов младшего командного состава, а также военнослужащих, заключивших первый контракт (проводится в учебных воинских частях). 

Организация обучения военнослужащих, заключивших первый контракт, происходит в учебных воинских частях и осуществляется в рамках боевой подготовки. Она имеет свои особенности (структура программы и сроки обучения). В программу обучения (48 учебных дней) входит две части: общевойсковая подготовка и подготовка по предназначению. Одновременно с интенсивным освоением учебной программы курсанты вовлечены в активную профессиональную деятельность, что вызывает определенные затруднения.

Одним из более эффективных способов решения данной проблемы становится военно-профессиональное самообразование курсантов, следовательно, одной из задач военно-педагогического процесса выступает развитие готовности курсантов к профессиональному самообразованию как условию приобретения знаний и умений.

В своих работах А. К. Громцева рассматривала готовность к самообразованию как некий результат «овладения личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности» [2]. К основным компонентам самообразовательной деятельности она относила мотивационный, организационный, оценочный, процессуальный, энергетический.

Список литературы

1. Васильева О. С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социальнопсихологической адаптации / О. С. Васильева, Я. Б. Радишевская // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — С. 29–37.
2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / А. К. Громцева. — Москва : Просвещение, 1983. — 144 с.
3. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС России : дис. … канд. пед. наук / О. Ю. Демченко. — Екатеринбург, 2009. — 244 с.
4. Зверев В. Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России : дис. … канд. пед. наук / В. Н. Зверев. — Санкт-Петербург, 2004. — 183 с.
5. Калугин Ю. Е. О становлении готовности к профессиональному самообразованию студентов вуза / Ю. Е. Калугин, А. В. Прохоров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 2. — С. 73–77.
6. Кисляк Ю. Ф. Психологические особенности учебной мотивации курсантов Морской академии : дис. … канд. психол. наук / Ю. Ф. Кисляк. — Ростов-на-Дону, 2008. — 206 с.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Москва, 2022, ст. 59.
8. Косолапова Л. А. Роль уровня притязаний и самооценки личности в учебной успеваемости курсантов военных вузов / Л. А. Косолапова, Д. С. Мунь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Т. 11, № 1–1. — С. 121–128.
9. Кротова М. Н. Специфика социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов военного вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Н. Кротова. — Ярославль, 2017. — 26 с.
10. Межуев А. В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. В. Межуев. — Москва, 2008. — 22 с.
11. Метод изучения мотивационной сферы личности (В. Э. Мильман) / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, факультет психологии ; [Бабина В. С. и др.]. — Москва, 1990. — С. 36.
12. Федорова Е. Ф. Формирование образовательной системы по повышению уровня готовности студентов к самообразованию на основе системного подхода / Е. Ф. Федорова // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Вып. 3. — Челябинск : ЮУрГУ, 1
13. Щукина Н. В. Субъектная позиция курсантов / Н. В. Щукина // Обозреватель. — 2006. — № 11. — С. 85–86.

Остальные статьи