Дата публикации: 01.04.2023

Сущностная характеристика готовности студентов педагогической направленности к рефлексивной деятельности

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изменения профессиональной подготовки педагога на основе создания условий, побуждающих его к самопознанию и самоопределению, рефлексии и поиску важнейших смыслов педагогической профессии. В этой связи в статье рассматриваются некоторые аспекты развития готовности студентов педагогической направленности, в частности педагогической магистратуры, к рефлексивной деятельности, как то: структурные компоненты рефлексивной деятельности, виды рефлексии, сущностная характеристика рефлексивной деятельности, показатели готовности студентов педагогической магистратуры к рефлексивной деятельности. Результаты исследования показали, что решение проблемы развития готовности студентов к рефлексивной деятельности необходимо увязывать с постановкой конкретных задач их рефлексивной подготовки, с обеспечением условий для обучения их умению проводить анализ своей деятельности, с созданием среды для формирования у них навыков объективной оценки своих способностей и возможностей, с организацией форм занятий по обучению их приемам совершенствования собственных рефлексивных умений.




Введение

Изменения, происходящие сегодня в социально-экономической и общественно-политической жизни нашей страны, требуют и новых подходов к системе подготовки педагогических кадров, что связано с выпуском специалистов, обладающих педагогическими знаниями, умениями и навыками и способных на основе саморазвития самостоятельно добывать и применять свои знания на практике. Все это выдвигает потребность в совершенствовании системы подготовки педагогических кадров, и решение данной задачи связано с качественным обучением студентов, что возможно в том случае, если они как будущие педагоги получат соответствующую подготовку, связанную с развитием у них навыков рефлексии по отношению к своей деятельности. При этом профессиональная педагогическая рефлексия (как личностное качество оно проявляется в способности педагога быть сосредоточенным прежде всего на самой деятельности и себе как ее субъекте) по своей сути обусловливает постоянное введение педагогом каких-либо новшеств, что обеспечивает ему возможность творчески подходить к решению проблем в образовательной сфере. На это нацеливает и собственно модернизация российского образования, где одно из первых мест занимает подготовка квалифицированных специалистов, способных к работе по педагогическим специальностям на уровне мировых стандартов и готовых на основе постоянного профессионального роста к социальной и профессиональной мобильности.

В современной отечественной педагогике проблема рефлексивной деятельности педагога продолжает оставаться одной из актуальных и подводит не только к пониманию необходимости рефлексии, но и к изучению рефлексивной деятельности на различных уровнях (теоретическом, методическом и практическом). Именно на этих уровнях осуществляются сегодня исследования о сущности рефлексивной деятельности в образовательной сфере, проблематике которых отводится важное место в общей тематике психолого-педагогических исследований. Так, например, рефлексивная деятельность изучается в контексте других видов деятельности; с точки зрения профессионального самосознания учителя; на основе личностного профессионального самосовершенствования педагога; как основа профессионального мастерства; исходя из рефлексивного анализа педагогической деятельности; с учетом структуры профессиональных способностей; как ориентация на формирование и развитие педагогической рефлексии; в связи с переходом понятия «рефлексия» в сферу педагогических знаний. Важно отметить в этой связи, что исследователи в своих работах стараются так или иначе приблизить теоретические положения о рефлексивной деятельности к практике работы учителя, обращая при этом внимание на взаимосвязь профессиональных способностей педагога с рефлексивными процессами, отражающими как раз особенности педагогической деятельности. И, как показал анализ психолого-педагогической литературы, изучение вопросов, связанных с таким явлением, как рефлексивная деятельность педагога, демонстрирует расширенность этой тематики, в частности, с включением таких аспектов, как:

— внедрение рефлексивных механизмов в профессиональное самоопределение и самореализацию педагога [3];

— рефлексивный анализ коммуникативной деятельности в работе педагога [2];

Список литературы

1. Кулюткин Ю. Н. Методологическая рефлексия как условие интеграции знаний / Ю. Н. Кулюткин // Материалы научно-практической конференции «Интеграционные процессы в образовании взрослых» — Санкт-Петербург, 1997. — С. 103–105.
2. Schön D. The reflective practitioner: how professionals think in action / D. Schön. — New York : Basic Books, 1983.
3. Kemmis S. A self-reflective practitioner and a new definition of critical participatory action research / S. Kemmis // In N. Mockler & J. Sachs (Eds.), Rethinking educational practice through reflexive research: Essays in honour of Susan Groundwater-S
4. Calderhead J. Reflective teaching and teacher education / J. Calderhead // Teaching and Teacher Education. — 1989. — No. 5 (1). — Р. 43–51. — DOI: 10.1016/0742-051x(89)90018-8
5. Benammar K. Conscious action through conscious thinking — reflection tools in experiential learning. Public seminar / K. Benammar. — Amsterdam : Amsterdam University Press, 2004.
6. Akbari R. Reflections on reflection: A critical appraisal of reflective practices in L2 teacher education / R. Akbari // System. — 2007. — No. 35 (2). — Р. 192–207. — DOI: 10.1016/j.system.2006.12.008
7. Шаврина О. Ю. Педагогическая рефлексия учителя : монография / О. Ю. Шаврина ; М-во образования Рос. Федерации и др. — Уфа : Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН ; Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. — 148 с.
8. Сениченко С. А. Формирование рефлексивных умений в процессе предметной подготовки специалиста по физической культуре : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Сениченко. — Курган, 2004. — 185 с.
9. Пьянкова Г. С. Рефлексия в структуре интегральной индивидуальности профессионала : монография / Г. С. Пьянкова ; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2008. — 260 с.
10. Поминов A. B. Организация рефлексии педагогической деятельности учителя в условиях дополнительного профессионального образования : автореф. дис … канд. пед. наук / A. B. Поминов. — Челябинск, 1998. — 23 с.
11. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Г. Богин ; под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — Москва, 1993. — С. 159–175.
12. Коржуев А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, B. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. — 2002. — № 1. — С. 18–22.
13. Козиев В. Н. Самообразование и самооценка учителя. Текст / В. Н. Козиев // Психологические проблемы самообразования учителя : сб. науч. трудов ; под ред. Г. С. Сухобской. — Москва : Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 19–27.
14. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Альфа, 1993. — 120 с.
15. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Текст / А. В. Карпов. — Москва : ИП РАН, 2004. —424 с.
16. Звенигородская Г. П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект / Г. П. Звенигородская. — Хабаровск : Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. — 133 с.
17. Деркач А. А. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга / А. А. Деркач. — Москва : РАГС, 2004. — 230 с.
18. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. — Москва, 1996. —31 с.
19. Ведерникова Л. B. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности / Л. В. Ведерникова. — Москва : Прометей, 2001. — 144 с.
20. Вазина К. Я. Рефлексивное пространство / К. Я. Вазина, Ю. К. Петров, В. Д. Белиловский // Педагогический менеджмент. — Москва : Педагогика, 1991. — С. 16–24.

Остальные статьи