Сущностная характеристика готовности студентов педагогической направленности к рефлексивной деятельности
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изменения профессиональной подготовки педагога на основе создания условий, побуждающих его к самопознанию и самоопределению, рефлексии и поиску важнейших смыслов педагогической профессии. В этой связи в статье рассматриваются некоторые аспекты развития готовности студентов педагогической направленности, в частности педагогической магистратуры, к рефлексивной деятельности, как то: структурные компоненты рефлексивной деятельности, виды рефлексии, сущностная характеристика рефлексивной деятельности, показатели готовности студентов педагогической магистратуры к рефлексивной деятельности. Результаты исследования показали, что решение проблемы развития готовности студентов к рефлексивной деятельности необходимо увязывать с постановкой конкретных задач их рефлексивной подготовки, с обеспечением условий для обучения их умению проводить анализ своей деятельности, с созданием среды для формирования у них навыков объективной оценки своих способностей и возможностей, с организацией форм занятий по обучению их приемам совершенствования собственных рефлексивных умений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 229-239 |
УДК | 378.2+159. |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_229 |
Введение
Изменения, происходящие сегодня в социально-экономической и общественно-политической жизни нашей страны, требуют и новых подходов к системе подготовки педагогических кадров, что связано с выпуском специалистов, обладающих педагогическими знаниями, умениями и навыками и способных на основе саморазвития самостоятельно добывать и применять свои знания на практике. Все это выдвигает потребность в совершенствовании системы подготовки педагогических кадров, и решение данной задачи связано с качественным обучением студентов, что возможно в том случае, если они как будущие педагоги получат соответствующую подготовку, связанную с развитием у них навыков рефлексии по отношению к своей деятельности. При этом профессиональная педагогическая рефлексия (как личностное качество оно проявляется в способности педагога быть сосредоточенным прежде всего на самой деятельности и себе как ее субъекте) по своей сути обусловливает постоянное введение педагогом каких-либо новшеств, что обеспечивает ему возможность творчески подходить к решению проблем в образовательной сфере. На это нацеливает и собственно модернизация российского образования, где одно из первых мест занимает подготовка квалифицированных специалистов, способных к работе по педагогическим специальностям на уровне мировых стандартов и готовых на основе постоянного профессионального роста к социальной и профессиональной мобильности.
В современной отечественной педагогике проблема рефлексивной деятельности педагога продолжает оставаться одной из актуальных и подводит не только к пониманию необходимости рефлексии, но и к изучению рефлексивной деятельности на различных уровнях (теоретическом, методическом и практическом). Именно на этих уровнях осуществляются сегодня исследования о сущности рефлексивной деятельности в образовательной сфере, проблематике которых отводится важное место в общей тематике психолого-педагогических исследований. Так, например, рефлексивная деятельность изучается в контексте других видов деятельности; с точки зрения профессионального самосознания учителя; на основе личностного профессионального самосовершенствования педагога; как основа профессионального мастерства; исходя из рефлексивного анализа педагогической деятельности; с учетом структуры профессиональных способностей; как ориентация на формирование и развитие педагогической рефлексии; в связи с переходом понятия «рефлексия» в сферу педагогических знаний. Важно отметить в этой связи, что исследователи в своих работах стараются так или иначе приблизить теоретические положения о рефлексивной деятельности к практике работы учителя, обращая при этом внимание на взаимосвязь профессиональных способностей педагога с рефлексивными процессами, отражающими как раз особенности педагогической деятельности. И, как показал анализ психолого-педагогической литературы, изучение вопросов, связанных с таким явлением, как рефлексивная деятельность педагога, демонстрирует расширенность этой тематики, в частности, с включением таких аспектов, как:
— внедрение рефлексивных механизмов в профессиональное самоопределение и самореализацию педагога [3];
— рефлексивный анализ коммуникативной деятельности в работе педагога [2];