К вопросу о реализации внеучебной деятельности в рамках предметно-профильной подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности
Аннотация
В условиях современного мира, когда термин «безопасность» как никогда наполнен жизненным смыслом, общество должно прилагать максимальные усилия для адаптации человека к условиям техносферы и формирования у него риск-ориентированного мышления. Значительный объем этой работы ложится на педагогические кадры, которые должны обучать подрастающее поколение базовым правилам безопасного существования в современных реалиях, так как именно с подготовки будущих педагогов основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) начинается долгий и непрерывный путь обучения населения мерам предупреждения опасностей нашей среды обитания и защиты от них. В статье рассматриваются проблемы повышения качества предметно-профильной подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В качестве решения автор предлагает использовать потенциальные возможности внеучебной деятельности студентов для формирования профессиональных умений и навыков в ноксологической и педагогической областях. На приведенных в статье примерах деятельности студенческих организаций показаны их связь с результатами освоения учебного материала в процессе академической деятельности и влияние профильной внеучебной деятельности на дальнейшее трудоустройство студентов по специальности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 215-229 |
УДК | 37.09 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_215 |
Интенсификация влияния научно-технического прогресса и его результатов на общество и личность приводит к существенным изменениям в системе «природа — человек — общество — техносфера». Несмотря на позитивные цели, предполагаемые научно-техническим развитием человеческого общества, такие как борьба с болезнями и голодом и, как следствие, увеличение продолжительности жизни, облегчение труда, повышение защищенности и независимости человека от окружающей среды, мы сталкиваемся с негативными последствиями, оказываемыми техносферой на человека и его деятельность [13].
В обстановке увеличения количества рисков возникновения аварий и катастроф на технических системах в процессе производственной деятельности человека, повышения уязвимости инфраструктуры от природных чрезвычайных ситуаций, увеличения антропогенной нагрузки на среду обитания одним из актуальных вопросов становится подготовка человека к существованию в негативных условиях техносферы через организацию безопасно ориентированного учебно-воспитательного процесса, таким образом, чтобы его результат проявлялся в развитии внутренней мотивации обучающихся, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, а также компетенций, которые могут быть реализованы в повседневной жизни и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций [3]. Следовательно, современный человек должен обладать интегративными знаниями и умениями, охватывающими теорию и практику защиты человека, общества и государства от современного комплекса опасных природных, техногенных и социальных факторов [4]. В данных условиях является закономерным повышение значимости учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьном образовании, изучение которого способствует нравственному, физическому, патриотическому воспитанию школьников через формирование культуры безопасности жизнедеятельности и качеств личности безопасного типа поведения. При этом следует учитывать, что качество подготовки учащихся по ОБЖ во многом определяется методикой преподавания учебного предмета, что в свою очередь налагает дополнительные требования к подготовке будущих педагогов ОБЖ, обладающих не только ноксологическими знаниями, но и системой педагогических знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне [5].
Анализ практики организации образовательного процесса и основных методических документов, регламентирующих подготовку будущих учителей ОБЖ, показал, что основной акцент в обучении и воспитании студентов сделан на усвоении теоретического содержания предметной области, формировании понятийного аппарата и изучении закономерностей реализации опасных процессов и принципов защиты от них. Однако прикладной характер учебного предмета «ОБЖ» предполагает наличие у педагога практических навыков обеспечения безопасности, что должно отражаться в их предметно-профильной подготовке. К сожалению, объективные сложности организации системного и долгосрочного взаимодействия работодателей и вуза не позволяют заполнить пробел в предметно-профильной подготовке выпускников, что зачастую находит выражение в излишней теоретизированности знаний студентов и низком уровне понимания обучающимися их прикладного аспекта [18]. Решение указанной проблемы лежит в реорганизации процесса образования на основе деятельностного подхода, в результате которого обучающиеся способны самостоятельно добывать недостающие компоненты знания и приобретать соответствующие умения и навыки [7]. Одним из механизмов реализации деятельностного подхода в вузе может выступать внеучебная деятельность студентов, находящаяся в одной профессиональной плоскости с направлением и профилем подготовки.
Обзор литературы
Развитию внеучебной деятельности в вузах уделяется много внимания, так как именно она является основным инструментом реализации воспитательной и социальной работы со студентами, поскольку предоставляет широкие возможности для реализации обучающимися своих творческих способностей, вне зависимости от их направления подготовки и будущей профессиональной деятельности [11]. Многие педагоги-исследователи обращали свое внимание на потенциал внеучебной деятельности в контексте формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.