Дата публикации: 30.03.2023

К вопросу о реализации внеучебной деятельности в рамках предметно-профильной подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности

Аннотация

В условиях современного мира, когда термин «безопасность» как никогда наполнен жизненным смыслом, общество должно прилагать максимальные усилия для адаптации человека к условиям техносферы и формирования у него риск-ориентированного мышления. Значительный объем этой работы ложится на педагогические кадры, которые должны обучать подрастающее поколение базовым правилам безопасного существования в современных реалиях, так как именно с подготовки будущих педагогов основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) начинается долгий и непрерывный путь обучения населения мерам предупреждения опасностей нашей среды обитания и защиты от них. В статье рассматриваются проблемы повышения качества предметно-профильной подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В качестве решения автор предлагает использовать потенциальные возможности внеучебной деятельности студентов для формирования профессиональных умений и навыков в ноксологической и педагогической областях. На приведенных в статье примерах деятельности студенческих организаций показаны их связь с результатами освоения учебного материала в процессе академической деятельности и влияние профильной внеучебной деятельности на дальнейшее трудоустройство студентов по специальности.




Интенсификация влияния научно-технического прогресса и его результатов на общество и личность приводит к существенным изменениям в системе «природа — человек — общество — техносфера». Несмотря на позитивные цели, предполагаемые научно-техническим развитием человеческого общества, такие как борьба с болезнями и голодом и, как следствие, увеличение продолжительности жизни, облегчение труда, повышение защищенности и независимости человека от окружающей среды, мы сталкиваемся с негативными последствиями, оказываемыми техносферой на человека и его деятельность [13].

В обстановке увеличения количества рисков возникновения аварий и катастроф на технических системах в процессе производственной деятельности человека, повышения уязвимости инфраструктуры от природных чрезвычайных ситуаций, увеличения антропогенной нагрузки на среду обитания одним из актуальных вопросов становится подготовка человека к существованию в негативных условиях техносферы через организацию безопасно ориентированного учебно-воспитательного процесса, таким образом, чтобы его результат проявлялся в развитии внутренней мотивации обучающихся, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, а также компетенций, которые могут быть реализованы в повседневной жизни и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций [3]. Следовательно, современный человек должен обладать интегративными знаниями и умениями, охватывающими теорию и практику защиты человека, общества и государства от современного комплекса опасных природных, техногенных и социальных факторов [4]. В данных условиях является закономерным повышение значимости учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школьном образовании, изучение которого способствует нравственному, физическому, патриотическому воспитанию школьников через формирование культуры безопасности жизнедеятельности и качеств личности безопасного типа поведения. При этом следует учитывать, что качество подготовки учащихся по ОБЖ во многом определяется методикой преподавания учебного предмета, что в свою очередь налагает дополнительные требования к подготовке будущих педагогов ОБЖ, обладающих не только ноксологическими знаниями, но и системой педагогических знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне [5].

Анализ практики организации образовательного процесса и основных методических документов, регламентирующих подготовку будущих учителей ОБЖ, показал, что основной акцент в обучении и воспитании студентов сделан на усвоении теоретического содержания предметной области, формировании понятийного аппарата и изучении закономерностей реализации опасных процессов и принципов защиты от них. Однако прикладной характер учебного предмета «ОБЖ» предполагает наличие у педагога практических навыков обеспечения безопасности, что должно отражаться в их предметно-профильной подготовке. К сожалению, объективные сложности организации системного и долгосрочного взаимодействия работодателей и вуза не позволяют заполнить пробел в предметно-профильной подготовке выпускников, что зачастую находит выражение в излишней теоретизированности знаний студентов и низком уровне понимания обучающимися их прикладного аспекта [18]. Решение указанной проблемы лежит в реорганизации процесса образования на основе деятельностного подхода, в результате которого обучающиеся способны самостоятельно добывать недостающие компоненты знания и приобретать соответствующие умения и навыки [7]. Одним из механизмов реализации деятельностного подхода в вузе может выступать внеучебная деятельность студентов, находящаяся в одной профессиональной плоскости с направлением и профилем подготовки.

Обзор литературы

Развитию внеучебной деятельности в вузах уделяется много внимания, так как именно она является основным инструментом реализации воспитательной и социальной работы со студентами, поскольку предоставляет широкие возможности для реализации обучающимися своих творческих способностей, вне зависимости от их направления подготовки и будущей профессиональной деятельности [11]. Многие педагоги-исследователи обращали свое внимание на потенциал внеучебной деятельности в контексте формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

Список литературы

1. 10. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сахалинский государственный университет» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/sveden/" target="_blank">http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/sveden/</a> documents/
2. 18. Штолер А. В. Проблемы взаимодействия образовательной организации и организаций-работодателей в сфере культуры: опыт исследования / А. В. Штолер, Н. Н. Штолер, К. Л. Япринцева // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 6. — С. 136–151. — DOI: 1
3. 17. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960–1980-е гг.) : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Чиж. — Луганск, 1998. — 258 с.
4. 16. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций / И. В. Руденко, Л. В. Алиева, Ю. А. Кустов [и др.] ; под ред. И. В. Руденко, Л. В. Алиевой. — Москва : Академия естеств
5. 15. Соколова И. Ю. Личностный потенциал человека и его развитие в образовательном процессе жизнедеятельности [Электронный ресурс] / И. Ю. Соколова, Е. Е. Борисова // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 6–2. — С. 421–426. — URL: <a href="https://top-tech" target="_blank">https://top-tech</a>
6. 14. Рабочая программа воспитания в ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет». — Южно-Сахалинск : Сахалинский государственный университет, 2021. — 38 с.
7. 13. Прудников И. А. К вопросу о ценности знаний в области безопасности жизнедеятельности для обучающихся в условиях Сахалинской области / И. А. Прудников, А. Ю. Соболев // Современное образование в островном регионе: механизмы внедрения федерального госуд
8. 12. Правила организации и проведения соревнований обучающихся Российской Федерации «Школа безопасности» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://static.mchs." target="_blank">https://static.mchs.</a> gov.ru/upload/site22/document_file/n7y3BunJFf.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
9. 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № ВК-262/09 и № ВК-264/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
10. 1. Абрамова С. В. Модель подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности / С. В. Абрамова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 1 (119). — С. 7–14. — DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p7-14 — EDN: THYMCF
11. 9. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль “Безопасность жизнедеятельности и технология”» СахГУ, 2020 [Электронный ресурс]
12. 8. Дружинина Р. В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе: на материале английского языка : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. В. Дружинина. — Санкт-Петербург, 2010. — 262 с.
13. 7. Дождиков А. В. О повышении эффективности системы конкурсов, грантов и олимпиад для российских студентов как элемента внеучебной деятельности / А. В. Дождиков, О. В. Чичерина // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 10. — С. 25–43. — DOI: 10.3
14. 6. Вербицкий А. А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода / А. А. Вербицкий // Коллекция гуманитарных исследований. — 2016. — № 2 (2). — С. 6–12. — EDN: WNDFTR
15. 5. Болгар Н. Н. Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов колледжа как условие формирования общих компетенций студентов колледжа [Электронный ресурс] / Н. Н.Болгар, Т.В. Соловьев // Kant. — 2020. — №3 (36). — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/art
16. 4. Абрамова С. В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности : монография / С. В. Абрамова. — Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2014. — 200 с. — EDN
17. 3. Абрамова С. В. Теоретические основы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности в контексте интенсификации образовательного процесса / С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, П. В. Станкевич // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы
18. 2. Абрамова С. В. Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности / С. В. Абрамова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2013. — № 4–1 (51). — С. 108–111. — EDN: RX

Остальные статьи