Дата публикации: 01.04.2023

Технология формирования военно-педагогической компетентности будущих офицеров РВСН

Аннотация

В статье рассмотрена профессионально ориентированная технология формирования военно-педагогической компетентности у будущих офицеров РВСН в процессе обучения в военном вузе. Обоснованы и раскрыты ее сущность, структура и содержание. Раскрыты также этапы технологии как педагогического процесса. Отдельно внимание уделено описанию специально отобранных и доказавших свою эффективность форм и методов обучения курсантов.




Современная российская система военного образования основана на компетентностном подходе и ориентирована на формирование у выпускников военных вузов совокупности компетенций, соответствующих задачам предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Каждый вид и род Вооруженных Сил России имеет достаточно широкий спектр задач, в соответствии с которыми осуществляется подготовка офицеров в военных вузах. Как отмечает А. В. Федоренко, современный офицер-ракетчик — это высококлассный специалист по эксплуатации и применению вооружения и военной техники, грамотный организатор и руководитель воинского коллектива, методист и воспитатель подчиненных [10].

Исходя из предназначения выпускников военных вузов РВСН, их военно-профессиональная подготовка ориентирована на следующие основные виды военно-профессиональной деятельности: служебную (боевую и повседневную), эксплуатационную и военно-педагогическую. Подготовку курсантов — будущих офицеров РВСН к военнопедагогической деятельности и решению задач военно-политической работы целесообразно рассматривать как процесс формирования у них военно-педагогической компетентности (ВПК).

В свою очередь, формирование ВПК есть педагогический процесс, направленный на получение курсантами в ходе учебных занятий необходимых знаний, умений, систематизированное их накопление и осмысление; приобретение практического опыта применения знаний и умений в ходе практик, стажировок и мероприятий повседневной деятельности; приобретение и развитие личностных качеств курсантов, способствующих овладению военно-педагогическими компетенциями до уровня, обеспечивающего успешную профессиональную деятельность после выпуска из вуза по эффективному решению военно-педагогических задач.

Качественное решение задачи по подготовке курсантов к военнопедагогической деятельности предусматривает разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс военного вуза профессионально ориентированной технологии формирования ВПК.

Список литературы

1. Fedorenko A. V. Rol’ vuza v formirovanii voenno-pedagogicheskoi kompetentnosti ofitserov dlya effektivnoi organizatsii voenno-politicheskoi raboty v raketnom polku / A. V. Fedorenko // Gumanitarnyi vestnik VA RVSN. — 2021. — № 4 (26). — S. 122–125.
2. 10. Федоренко А. В. Роль вуза в формировании военно-педагогической компетентности офицеров для эффективной организации военно-политической работы в ракетном полку / А. В. Федоренко // Гуманитарный вестник ВА РВСН. — 2021. — № 4 (26). — С. 122–125.
3. Tekhnologii professional’no-orientirovannogo obucheniya : uchebnik / pod red. V. A. Pestova. — Balashikha : VA RVSN, 2016.
4. 9. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учебник / под ред. В. А. Пестова. — Балашиха : ВА РВСН, 2016.
5. Sotnikov I. B. Formirovanie professional’noi kompetentnosti kursantov voennykh obrazovatel’nykh uchrezhdenii VNG RF v protsesse interaktivnogo obucheniya / I.B.Sotnikov // Obrazovanie: traditsii i innovatsii. — 2020. — № 4 (31). — S. 34–39.
6. 8. Сотников И. Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных образовательных учреждений ВНГ РФ в процессе интерактивного обучения / И. Б. Сотников // Образование: традиции и инновации. — 2020. — № 4 (31). — С. 34–39.
7. Likhachev B. T. Pedagogika. Kurs lektsii : ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedenii i slushatelei IPK i FPK / B. T. Likhachev. — Moskva : Prometei, 1996.
8. 7. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — Москва : Прометей, 1996.
9. Krylova E. M. Kontekstnoe obuchenie kak sredstvo realizatsii kompetentnostnogo podkhoda / E. M. Krylova // Traditsii i innovatsii v stroitel’stve i arkhitekture. — Samara : SGASU, 2014. — S. 102–103.
10. 6. Крылова Э. М. Контекстное обучение как средство реализации компетентностного подхода / Э. М. Крылова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. — Самара : СГАСУ, 2014. — С. 102–103.
11. Kozachok V. I. Usloviya formirovaniya professional’noi kompetentnosti u budushchikh voennykh spetsialistov sredstvami professional’no-orientirovannoi tekhnologii obucheniya / V. I. Kozachok, A. I. Kozachok, A. V. Kozachok // Psikhologo-pedagogicheskii zhu
12. 5. Козачок В. И. Условия формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами профессионально-ориентированной технологии обучения / В. И. Козачок, А. И. Козачок, А. В. Козачок // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.
13. Dement’ev Yu. Yu. Professional’no-orientirovannye tekhnologii obucheniya i ikh primenenie v obrazovatel’nom protsesse voennogo vuza / Yu. Yu. Dement’ev // Gumanitarnyi vestnik VA RVSN. — 2018. — № 4–2 (12). — S. 54–60.
14. 4. Дементьев Ю. Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения и их применение в образовательном процессе военного вуза / Ю. Ю. Дементьев // Гуманитарный вестник ВА РВСН. — 2018. — № 4–2 (12). — С. 54–60.
15. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.] ; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva : Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-04359-4. — Tekst : elektronnyi // Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. — U
16. 3. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
17. Verbitskii A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podkhode / A. A. Verbitskii // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2006. — № 11. — S. 39–46.
18. 2. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 39–46.
19. Baranchuk N. A. Situatsionnye zadachi kak osnova proektirovaniya tekhnologii podgotovki ofitserskikh kadrov k resheniyu zadach povsednevnoi deyatel’nosti / N. A. Baranchuk // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. — 2015. — T. 21.
20. 1. Баранчук Н. А. Ситуационные задачи как основа проектирования технологий подготовки офицерских кадров к решению задач повседневной деятельности / Н. А. Баранчук // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — Т. 21.

Остальные статьи