Дата публикации: 01.04.2023

Перспективы внедрения искусственного интеллекта в жизнедеятельность человека в форме

Аннотация

Еще недавно самые передовые компьютерные технологии (графика, мехатроника, популярные устройства с поддержкой VR и AR, мультимедиа, игровые шлемы с виртуальной реальностью, HD-голограммы, нейротехнологии и др.) находились в основе развлекательной сферы. Сегодня искусственный разум занял ведущее место в подготовке специалистов. Военное образование для быстрой и качественной подготовки своих кадров не только на практике использует самые передовые технологии искусственного разума, но и активизирует их в образовательном процессе.




Система военного образования — отлаженный и скоординированный механизм одной из самых стройных систем подготовки будущих специалистов, разрабатывающих или обслуживающих в дальнейшем высокоточное современное вооружение. Общее в ней то, что она функционирует, согласно социальному заказу, в едином нормативно-правовом и учебно-методическом пространстве на долгосрочную перспективу.

Высокий конкурс при поступлении в военные вузы позволяет отобрать наиболее мотивированных, интеллектуально и физически подготовленных абитуриентов для освоения образовательных и научных программ разного уровня в условиях казенного военного учреждения, которые по-прежнему демонстрируют неразрывность образования, науки и армии. Единый учебно-научный комплекс соответствует критериям программы развития, утвержденной органами военного образования Министерства обороны РФ. Согласно современным требованиям, военные вузы должны быть укомплектованы новейшими образцами военной техники. Однако не всякий комплекс современного вооружения можно разместить в учебных корпусах. Для этого есть возможность освоения передовых достижений науки и техники в учебных центрах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «Заглянуть за горизонт» перспектив современного вооружения, военной и специальной техники позволяют учебно-материальные базы, снабженные действующими образцами учебно-тренировочных средств, базы практик и стажировок курсантов по закреплению у них теоретических знаний и необходимых навыков по избранной специальности. Однако надо понимать, что основное назначение современных тренажеров и учебных образцов — не заменить, а дополнить процесс обучения будущих специалистов в целях углубления знаний и развития умений и навыков работы боевых расчетов с учетом оперативно-тактической обстановки и др.

В связи с этим большое внимание в системе военного образования занимают военно-технические выставки Минобороны и «Интерполитеха», форумы «Армия», салоны изобретений и новых (инновационных) технологий «Архимед», телепроекты канала «Звезда», как представляющие современные образцы вооружения и военной специальной техники (ВВСТ), так и предлагающие перспективные технические мысли, идеи и решения. С одной стороны, тематические экспозиции повышают престиж военного образования, с другой — раскрывают возможности замены традиционных подходов подготовки специалистов разнообразием неоспоримых преимуществ практических видов учебной деятельности, навыков практических действий, а также направлены на совершенствование форм, методов и организации самого процесса обучения [8].

Особенности подготовки кадрового состава складываются на основе не только знаний и умений в рамках эксплуатации ВВСТ, но и готовности применять их в специфической среде.

Война будущего всегда подразумевает применение новых видов вооружения и развития военного искусства. Мы хорошо знаем теорию «ядерной зимы» с суммарной мощностью взрыва свыше 100 мегатонн (глобальное изменение климата), концепцию «ядерной осени» (непригодные для жизнедеятельности целые регионы на Земле), но трудно еще предположить, чем грозят в будущем информационно-телекоммуникационные технологии ведения межгосударственных тотальных, масштабных и гибридных войн (войны за наследство), беспилотные системы на разных платформах базирования (средства поддержки) и т. д. Возможно, это будут прообразы атакующей стаи ударных дронов из фильма «Падение ангела», не оставляющих шансов средствам защиты (зависают над полем, отыскивают и поражают цель).

Список литературы

1. Гарднер Г. Великолепная пятерка: мыслительные стратегии, ведущие к успеху / Г. Гарднер. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 155 с.
2. Горизонт возможных перспектив / С. И. Пасичник, А. В. Рычков, М. В. Щедловская, А. В. Шигин // Вестник военного образования. — 2022. — № 4. — С. 58–64.
3. Евменов Н. А. Реагируя на кадровые потребности флота / Н. А. Евменов // Вестник военного образования. — 2022. — № 4. — С. 4–12.
4. Захаров И. Изучение интеллекта: современный взгляд / И. Захаров, Н. Логинов [Электронный ресурс]. — URL:
5. <a href="https://social.hse.ru/psy/cogsem/" target="_blank">https://social.hse.ru/psy/cogsem/</a> announcements/516475668.html (дата обращения: 26.04.2023).
6. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://government.ru/docs/all/129505/" target="_blank">http://government.ru/docs/all/129505/</a> (дата обращения: 15.04.2023).
7. Ломакин Н. И. Нейронная сеть для оценки компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н. И. Ломакин, Т. А. Плаксунова // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Екатеринбург, 25–28 апреля 2017
8. Лучшева Л. В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л. В. Лучшева // Научный Татарстан. — 2020. — № 4. — С. 84–89.
9. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_335184/1f32224a00901db9cf44793e9a5e35567a4212c7/ (дата обращения: 14.04.2023).
10. Применение робототехнических комплексов специального назначения : сб. трудов ХХXII Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь» (секция № 55) (Химки, 1 марта 2022 г.). — Химки : ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2022. — 187
11. Серикова Г. Н. Оценка когнитивных способностей при отборе персонала / Г. Н. Серикова, А. Л. Сериков // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2013. — № 1.
12. Серикова Г. Н. Проблема оценки интеллекта при отборе персонала / Г. Н. Серикова, А. Л. Сериков // Проблемы управления рыночной экономикой : межрегиональный сборник научных трудов. — Томск : Изд-во ТПУ, 2014.
13. Указ Президента РФ В. В. Путина от 11 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/</a> (дата обращения: 26.04.2023).
14. Ярышев С. Н. Технологии глубокого обучения и нейронных сетей в задачах видеоанализа / С. Н. Ярышев, В. А. Рыжова. — Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2022. — 82 с.

Остальные статьи