Дата публикации: 01.10.2022

Проблемное поле детских школ искусств и музыкальных школ в контексте творческого развития молодежи: актуальные вопросы и ретроспектива

Аннотация

В статье авторы указывают на изменение педагогической реальности в сфере преподавания предметов из области «Искусство». Педагоги и политики выдвигают инновационные тезисы по поводу предназначения детских музыкальных учреждений, однако при этом нередко игнорируются основные психолого-педагогические аспекты, в частности, музыкального воспитания. Авторы подчеркивают необходимость понимания целей вышеназванных школ как 8 учреждений дополнительного образования, то есть творческого развития детей с различным уровнем способностей и музыкальных задатков. Свое видение авторы подкрепляют конкретными примерами из собственной педагогической практики. По части работы с основным контингентом обучающихся предлагается применение инновационных методик по овладению нотной грамотой и другими музыкальными навыками. Для воспитания одаренных музыкантов требуется, по мнению авторов, ускорение учебного процесса, строго системный подход, усиленный мониторинг результатов и эффективности освоения программы.




В условиях цифровизации становится все более сложно добиваться достижения высоких показателей творческого развития детей, в особенности младшего школьного возраста. Не секрет, что предметы из области «Искусство» постоянно подпадают под сокращение в учебных программах школ, да и дети, с малых лет приобщенные к достижениям цифрового общества, неохотно откликаются на традиционные формы подачи материала. В частности, у педагогов возникают естественные трудности, если дети не отличаются усидчивостью и воспитанностью внимания, в связи с чем учителя прибегают к рекреативным методам — введению развлекательного или игрового контекста в занятия [2].

Между тем на официальном уровне вот уже несколько лет слышны голоса о неопределенном будущем детских школ искусств, в частности, в августе 2018 года озаботились введением персонифицированных сертификатов дополнительного образования [13]. В этой связи понятна обеспокоенность чиновников и представителей педагогического сообщества, ведь воспитание юного музыканта во многом построено на индивидуальных уроках. Вместе с тем из уст председателя Комитета Государственной Думы по культуре Е. А. Ямпольской прозвучал тогда тезис о пагубности модульного обучения в художественном образовании, а также о том, что музыкальные направления не являются ни досугом, ни развлечением [13]. Вышеупомянутые тезисы заставили нас вновь обратиться к анализу специфики и перспектив творческого развития детей в студиях дополнительного художественного образования. Здесь мы представим свое видение проблемы и обратимся к результатам педагогического наблюдения (2018–2022) в контексте вышеупомянутых тезисов.

Младшие школьники — это общность детей, чрезвычайно загруженных насыщенной школьной программой, потому вряд ли имеющих большое количество времени на дополнительные занятия. Еще меньше вероятность того, что у таких детей обнаружится чрезмерная мотивация к тем урокам, что им не нравятся. Другими словами, педагог должен прилагать дополнительные усилия, чтобы избежать переноса усталости и напряженности из школы на занятия в дополнительном образовании.

Первый важный аспект — создание комфортной творческой среды, в частности условий для рекреации [5, с. 42]. Трудно согласиться с вышеприведенными словами Е. А. Ямпольской (август 2018 года), потому как увлечение одним из видов искусства может ассоциироваться в сознании детей не только с досугом или развлечением, но и с отвлечением от проблем и трудностей общеобразовательной школы. Это нередко приводит к психологической коррекции обучающихся (взаимоотношения с окружающими, уменьшение стресса, расширение коммуникативных навыков и т. д.). Так происходит из-за позитивных проявлений рекреативной функции дополнительного художественного образования в результате общения с искусством и занятия любимым делом — «разрядки» и «обновления» [4, с. 20].

Известны примеры успешного применения рекреативных методов и технологий в различных областях педагогики, когда именно такого рода педагогические находки способствуют эффективному использованию учебного времени, достижению высоких показателей творческого развития и твердому закреплению умений и навыков. Например, «вокальный волейбол» [5, с. 42] — полезное практическое упражнение, которое может применяться как при работе с детьми, так и на уроках вокала в сфере высшего образования.

Список литературы

1. 1. Антонова М. А. Проблема развития интереса учащихся к классической музыке в отечественной фортепианной педагогике / М. А. Антонова, И. А. Белоконь // Искусство и образование: методология, теория, практика. — 2019. — Т. 1. — С. 132–138.
2. 2. Беккерман П. Б. Ресурсы для творческого развития обучающихся в негуманитарных колледжах СПО в контексте реализации компенсаторной и воспитательной функций дополнительного художественного образования / П. Б. Беккерман // Проблемы творческого развития ли
3. 3. Беккерман П. Б. Компенсаторная функция дополнительного художественного образования как фактор профессионально-творческого роста учащейся молодежи / П. Б. Беккерман, Н. И. Ануфриева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2018. — № 3 (51).
4. 4. Беккерман П. Б. О важности рекреации для профессионально-творческого роста учащейся молодежи на занятиях искусством / П. Б. Беккерман, Т. Е. Беккерман // Сибирский учитель. — 2019. — № 2 (123). — С. 18–22.
5. 5. Беккерман П. Б. Рекреативная составляющая профессионально-творческого роста обучающихся / П. Б. Беккерман, С. Б. Новиков // Сибирский учитель. — 2019. — № 5 (126). — С. 41–44.
6. 6. Беккерман П. Б. Специфика работы преподавателя дополнительного образования: современные аспекты / П. Б. Беккерман, О. В. Стукалова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2. — С. 58–60.
7. 7. Беккерман Т. Е. Инновации в фортепианной педагогике: возможность или необходимость? / Т. Е. Беккерман, М. Сабальбаль // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации : матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Таганрог
8. 8. Беккерман Т. Е. К вопросу о методах творческого развития детей, обучающихся классу фортепьяно в учреждениях дополнительного образования / Т. Е. Беккерман // Мир науки, культуры, образования. — 2022. — № 3 (94). — С. 150–153.
9. 9. Беккерман Т. Е. О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано / Т. Е. Беккерман // Гуманитарное пространство. Международный альманах. — 2020. — Т. 9, № 1. — С. 6–10.
10. 10. Беккерман Т. Е. О некоторых перегибах рекреативного подхода к занятиям в фортепианном классе / Т. Е. Беккерман // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодежи: традиции и новаторство : матер
11. 11. Степанова Л. А. Воспитание речевой культуры / Л. А. Степанова // Педагогика. — 2016. — № 5. — С. 80–88.
12. 12. Степанова Л. А. Особенности музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы после Великой Отечественной войны до начала 1970-х гг. : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Степанова. — М., 1998. — 171 с.
13. 13. Ямпольская Е. А. Выступление на заседании круглого стола «Детские школы искусств: великие традиции и неопределенное будущее» [Электронный ресурс] / Е. А. Ямпольская. — Режим доступа: <a href="http://duma.gov.ru/news/49331" target="_blank">http://duma.gov.ru/news/49331</a> (дата обращения: 10.12.2022).

Остальные статьи