Проблемное поле детских школ искусств и музыкальных школ в контексте творческого развития молодежи: актуальные вопросы и ретроспектива
Аннотация
В статье авторы указывают на изменение педагогической реальности в сфере преподавания предметов из области «Искусство». Педагоги и политики выдвигают инновационные тезисы по поводу предназначения детских музыкальных учреждений, однако при этом нередко игнорируются основные психолого-педагогические аспекты, в частности, музыкального воспитания. Авторы подчеркивают необходимость понимания целей вышеназванных школ как 8 учреждений дополнительного образования, то есть творческого развития детей с различным уровнем способностей и музыкальных задатков. Свое видение авторы подкрепляют конкретными примерами из собственной педагогической практики. По части работы с основным контингентом обучающихся предлагается применение инновационных методик по овладению нотной грамотой и другими музыкальными навыками. Для воспитания одаренных музыкантов требуется, по мнению авторов, ускорение учебного процесса, строго системный подход, усиленный мониторинг результатов и эффективности освоения программы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 04/2022 |
Страницы | 7-13 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20722516_2022_4_7 |
В условиях цифровизации становится все более сложно добиваться достижения высоких показателей творческого развития детей, в особенности младшего школьного возраста. Не секрет, что предметы из области «Искусство» постоянно подпадают под сокращение в учебных программах школ, да и дети, с малых лет приобщенные к достижениям цифрового общества, неохотно откликаются на традиционные формы подачи материала. В частности, у педагогов возникают естественные трудности, если дети не отличаются усидчивостью и воспитанностью внимания, в связи с чем учителя прибегают к рекреативным методам — введению развлекательного или игрового контекста в занятия [2].
Между тем на официальном уровне вот уже несколько лет слышны голоса о неопределенном будущем детских школ искусств, в частности, в августе 2018 года озаботились введением персонифицированных сертификатов дополнительного образования [13]. В этой связи понятна обеспокоенность чиновников и представителей педагогического сообщества, ведь воспитание юного музыканта во многом построено на индивидуальных уроках. Вместе с тем из уст председателя Комитета Государственной Думы по культуре Е. А. Ямпольской прозвучал тогда тезис о пагубности модульного обучения в художественном образовании, а также о том, что музыкальные направления не являются ни досугом, ни развлечением [13]. Вышеупомянутые тезисы заставили нас вновь обратиться к анализу специфики и перспектив творческого развития детей в студиях дополнительного художественного образования. Здесь мы представим свое видение проблемы и обратимся к результатам педагогического наблюдения (2018–2022) в контексте вышеупомянутых тезисов.
Младшие школьники — это общность детей, чрезвычайно загруженных насыщенной школьной программой, потому вряд ли имеющих большое количество времени на дополнительные занятия. Еще меньше вероятность того, что у таких детей обнаружится чрезмерная мотивация к тем урокам, что им не нравятся. Другими словами, педагог должен прилагать дополнительные усилия, чтобы избежать переноса усталости и напряженности из школы на занятия в дополнительном образовании.
Первый важный аспект — создание комфортной творческой среды, в частности условий для рекреации [5, с. 42]. Трудно согласиться с вышеприведенными словами Е. А. Ямпольской (август 2018 года), потому как увлечение одним из видов искусства может ассоциироваться в сознании детей не только с досугом или развлечением, но и с отвлечением от проблем и трудностей общеобразовательной школы. Это нередко приводит к психологической коррекции обучающихся (взаимоотношения с окружающими, уменьшение стресса, расширение коммуникативных навыков и т. д.). Так происходит из-за позитивных проявлений рекреативной функции дополнительного художественного образования в результате общения с искусством и занятия любимым делом — «разрядки» и «обновления» [4, с. 20].
Известны примеры успешного применения рекреативных методов и технологий в различных областях педагогики, когда именно такого рода педагогические находки способствуют эффективному использованию учебного времени, достижению высоких показателей творческого развития и твердому закреплению умений и навыков. Например, «вокальный волейбол» [5, с. 42] — полезное практическое упражнение, которое может применяться как при работе с детьми, так и на уроках вокала в сфере высшего образования.