Оценка результатов педагогического эксперимента по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов
Аннотация
В статье излагается педагогический эксперимент и исследование по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов в условиях информационной образовательной среды военного вуза. Исследуется гипотеза о положительном влиянии уровня информационно-компьютерной компетентности курсантов на уровень их успешности в решении учебных и профессиональных задач средствами информационных технологий. Описаны методология, цель, задачи и гипотеза проведенного исследования. Рассматриваются и статистически доказываются валидность отбора экспериментальных и контрольных групп, соблюдение уравниваемых условий эксперимента. С помощью анализа данных, статистических тестов и критериев обосновывается и доказывается основная гипотеза проведенного педагогического эксперимента.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 170-183 |
УДК | 378+37.09 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_170 |
Введение
Большую роль в успешном осуществлении педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Основным инструментом оценки эффективности педагогических разработок является педагогический эксперимент. Его можно отнести к числу наиболее сложных эмпирических методов, вместе с тем с помощью эксперимента можно получить информацию, которую не дают другие методы. При научном подходе к реализации педагогического эксперимента, правильной его подготовке и организации, грамотном соблюдении его условий — это один из эффективных и достоверных способов исследования [1, с. 237–244].
Целью эксперимента является проверка сформулированных в ходе исследования гипотез, результаты которых имеют практическое значение, она задается самим исследованием. Эксперимент может выступать одновременно и как инструмент сбора информации.
Так, например, целью проведенного педагогического эксперимента по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов (далее — ИКК курсантов) в информационной образовательной среде (далее — ИОС) военного вуза является оценка уровня сформированности ИКК курсантов финансово-экономического факультета Военного университета в ходе проводимого исследования на кафедре информатики и управления [17, с. 170–179].
При этом были задействованы такие компоненты ИОС вуза, как разработанные авторским коллективом кафедры электронные учебники, автоматизированные тесты, симуляторы заданий и другие программы для ЭВМ. Все эти разработки получили государственную регистрацию Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ [9–15]. Использование программных разработок базировалось на частных методиках, разработанных в рамках преподаваемых дисциплин [4; 16].