Дата публикации: 01.04.2023

Оценка результатов педагогического эксперимента по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов

Аннотация

В статье излагается педагогический эксперимент и исследование по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов в условиях информационной образовательной среды военного вуза. Исследуется гипотеза о положительном влиянии уровня информационно-компьютерной компетентности курсантов на уровень их успешности в решении учебных и профессиональных задач средствами информационных технологий. Описаны методология, цель, задачи и гипотеза проведенного исследования. Рассматриваются и статистически доказываются валидность отбора экспериментальных и контрольных групп, соблюдение уравниваемых условий эксперимента. С помощью анализа данных, статистических тестов и критериев обосновывается и доказывается основная гипотеза проведенного педагогического эксперимента.




Введение

Большую роль в успешном осуществлении педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Основным инструментом оценки эффективности педагогических разработок является педагогический эксперимент. Его можно отнести к числу наиболее сложных эмпирических методов, вместе с тем с помощью эксперимента можно получить информацию, которую не дают другие методы. При научном подходе к реализации педагогического эксперимента, правильной его подготовке и организации, грамотном соблюдении его условий — это один из эффективных и достоверных способов исследования [1, с. 237–244].

Целью эксперимента является проверка сформулированных в ходе исследования гипотез, результаты которых имеют практическое значение, она задается самим исследованием. Эксперимент может выступать одновременно и как инструмент сбора информации.

Так, например, целью проведенного педагогического эксперимента по формированию информационно-компьютерной компетентности курсантов (далее — ИКК курсантов) в информационной образовательной среде (далее — ИОС) военного вуза является оценка уровня сформированности ИКК курсантов финансово-экономического факультета Военного университета в ходе проводимого исследования на кафедре информатики и управления [17, с. 170–179].

При этом были задействованы такие компоненты ИОС вуза, как разработанные авторским коллективом кафедры электронные учебники, автоматизированные тесты, симуляторы заданий и другие программы для ЭВМ. Все эти разработки получили государственную регистрацию Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ [9–15]. Использование программных разработок базировалось на частных методиках, разработанных в рамках преподаваемых дисциплин [4; 16].

Список литературы

1. 10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020667168 Российская Федерация. Электронный учебник «Математика для психологов» : № 2020665442 : заявл. 27.11.2020 : опубл. 21.12.2020 / А. Ю. Сергеев, М. М. Батова ; заявитель Федерально
2. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2020667168 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Matematika dlya psikhologov» : № 2020665442 : zayavl. 27.11.2020 : opubl. 21.12.2020 / A. Yu. Sergeev, M. M. Batova ; zayavitel’ Fe
3. 11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020667169 Российская Федерация. Электронный учебник «Теория вероятностей и математическая статистика (для экономистов)»: № 2020665388: заявл. 27.11.2020: опубл. 21.12.2020 / М. М. Батова
4. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2020667169 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Teoriya veroyatnostei i matematicheskaya statistika (dlya ekonomistov)» : № 2020665388 : zayavl. 27.11.2020 : opubl. 21.12.2020 / M
5. 12. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2022612869 Российская Федерация. Электронный учебник «Основы информационной безопасности в профессиональной деятельности» : № 2022611802 : заявл. 10.02.2022 : опубл. 01.03.2022 / М. М. Батова, В. М. Кати
6. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2022612869 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Osnovy informatsionnoi bezopasnosti v professional’noi deyatel’nosti» : № 2022611802 : zayavl. 10.02.2022 : opubl. 01.03.2022 / M.
7. 13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612858 Российская Федерация. Электронный учебник «Информационные системы в экономике» : № 2022611795 : заявл. 10.02.2022 : опубл. 01.03.2022 / М. М. Батова, В. М. Катина, И. В. Мелехи
8. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2022612858 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Informatsionnye sistemy v ekonomike» : № 2022611795 : zayavl. 10.02.2022 : opubl. 01.03.2022 / M. M. Batova, V. M. Katina, I. V. Me
9. 14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612840 Российская Федерация. Электронный учебник «Информатика и информационные технологии» : № 2022611749 : заявл. 09.02.2022 : опубл. 01.03.2022 / Т. М. Мирзоев, М. М. Батова, В. М.
10. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2022612840 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Informatika i informatsionnye tekhnologii» : № 2022611749 : zayavl. 09.02.2022 : opubl. 01.03.2022 / T. M. Mirzoev, M. M. Batova, V
11. 15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612818 Российская Федерация. Электронный учебник «Информационные технологии в науке и образовании» : № 2022611727 : заявл. 09.02.2022 : опубл. 28.02.2022 / О. К. Шевченко, В. М. Катин
12. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2022612818 Rossiiskaya Federatsiya. Elektronnyi uchebnik «Informatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii» : № 2022611727 : zayavl. 09.02.2022 : opubl. 28.02.2022 / O. K. Shevchenko, V. M
13. 16. Шевченко О. К. Методы оптимизации информационно-образовательной среды для повышения эффективности образовательного процесса / О. К. Шевченко, Г. И. Ефимов // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4 (84). — С. 318–324. — DOI: 10.51944/2073-
14. Shevchenko O. K. Metody optimizatsii informatsionno-obrazovatel’noi sredy dlya povysheniya effektivnosti obrazovatel’nogo protsessa / O. K. Shevchenko, G. I. Efimov // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — №4 (84). — S. 318–324. — DOI: 10.51944
15. 17. Шевченко О. К. Модульный принцип формирования информационно-образовательной среды в повышении эффективности образовательного процесса / О. К. Шевченко, В. М. Катина // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 1 (81). — С. 170–179. — EDN: DWKH
16. Shevchenko O. K. Modul’nyi printsip formirovaniya informatsionno-obrazovatel’noi sredy v povyshenii effektivnosti obrazovatel’nogo protsessa / O. K. Shevchenko, V. M. Katina // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 1 (81). — S. 170–179. — EDN
17. 1. Алёхин И. А. Опытно-экспериментальная работа как элемент проверки условий оптимизации профессиональной подготовки военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 237–244.
18. Alekhin I. A. Opytno-eksperimental’naya rabota kak element proverki uslovii optimizatsii professional’noi podgotovki voennykh spetsialistov / I. A. Alekhin, A. A. Avuza // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2018. — № 3 (71). — S. 237–244.
19. 2. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
20. Alekhin I. A. Ispol’zovanie metodiki kontrol’no-izmeritel’nykh materialov i metoda ekspertnykh otsenok v issledovanii formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya u inostrannykh kursantov / I. A. Alekhin, I. S. Izmailova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire
21. 3. Баранов В. В.Усиление практической составляющей подготовки IT-специалистов для цифровой экономики / В. В. Баранов, М. М. Батова, К. Чжао // Совершенствование подготовки ИТ-специалистов по направлению «Прикладная информатика» в условиях цифровизации эко
22. Baranov V. V. Usilenie prakticheskoi sostavlyayushchei podgotovki IT-spetsialistov dlya tsifrovoi ekonomiki / V. V. Baranov, M. M. Batova, K. Chzhao // Sovershenstvovanie podgotovki IT-spetsialistov po napravleniyu «Prikladnaya informatika» v usloviyakh t
23. 4. Батова М. М. Методика обратных задач как один из приемов организации самостоятельной работы в вузе, способствующий достижению системности математических знаний обучающихся / М. М. Батова, О. К. Шевченко // Мир образования — образование в мире. — 2019.
24. Batova M. M. Metodika obratnykh zadach kak odin iz priemov organizatsii samostoyatel’noi raboty v vuze, sposobstvuyushchii dostizheniyu sistemnosti matematicheskikh znanii obuchayushchikhsya / M. M. Batova, O. K. Shevchenko // Mir obrazovaniya — obrazovan
25. 5. Батова М. М. Особенности применения математических методов в научных педагогических исследованиях и экспериментах / М. М. Батова, О. К.Шевченко, В. М. Катина // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4 (84). — С. 267–278. — DOI: 10.51944/207
26. Batova M. M. Osobennosti primeneniya matematicheskikh metodov v nauchnykh pedagogicheskikh issledovaniyakh i eksperimentakh / M. M. Batova, O. K. Shevchenko, V. M. Katina // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 4 (84). — S. 267–278. — DOI: 1
27. 6. Батова М. М. Практический подход к обработке и анализу данных педагогического научного исследования на основе статистических непараметрических методов / М. М. Батова, В. М. Катина, О. К. Шевченко // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 3 (
28. Batova M. M. Prakticheskii podkhod k obrabotke i analizu dannykh pedagogicheskogo nauchnogo issledovaniya na osnove statisticheskikh neparametricheskikh metodov / M. M. Batova, V. M. Katina, O. K. Shevchenko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 201
29. 7. Бурнышев Е. К. Цифровая трансформация военного образования / Е. К. Бурнышев, О. К. Шевченко // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 2 (82). — С. 61–72. — EDN: ZBOQSJ
30. Burnyshev E. K. Tsifrovaya transformatsiya voennogo obrazovaniya / E. K. Burnyshev, O. K. Shevchenko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 2 (82). — S. 61– 72. — EDN: ZBOQSJ
31. 8. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
32. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.] ; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva : Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-04359-4. — Tekst : elektronnyi // Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. — U
33. 9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020665996 Российская Федерация. Программа для автоматизированной симуляции эконометрических моделей парной линейной регрессии в среде Mathcad 15 : № 2020665402 : заявл. 27.11.2020 : опубл
34. Svidetel’stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2020665996 Rossiiskaya Federatsiya. Programma dlya avtomatizirovannoi simulyatsii ekonometricheskikh modelei parnoi lineinoi regressii v srede Mathcad 15 : № 2020665402 : zayavl. 27.11.2020

Остальные статьи