Дата публикации: 01.04.2023

Повышение качества русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий в российских военных вузах

Аннотация

В статье отражены научные и прикладные основы повышения качества русскоязычной подготовки иностранных курсантов в российском военном вузе. Отмечены пути успешного формирования коммуникативных умений иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий, применяемых в обучении русскому языку.




Введение

Обучение русскому языку иностранных военнослужащих (далее ИВС) в военных вузах Российской Федерации является целенаправленным и систематическим педагогическим процессом, направленным на языковую подготовку иностранных курсантов к освоению универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с образовательной программой. Опыт свидетельствует, что эффективность всего образования во многом зависит от качества их русскоязычной подготовки, так как она является основой восприятия, осмысления и запоминания учебного материала, а также его применения на практике в национальных армиях. Как показало проведенное исследование, качество русскоязычной подготовки целиком и полностью зависит от дидактических технологий, применяемых преподавателями русского языка [2, с. 147–148].

В связи с этим необходимо отметить, что потенциал военного образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключаются в способностях преподавателей обеспечить качественное образование, то есть в создании необходимых условий для качественной подготовки военнослужащих. Безусловно, в современном образовательном учреждении должна существовать инновационная, отвечающая современным требованиям система обеспечения качества образования, которая содержала бы в себе совокупность методов, приемов и средств, гарантирующих достижение высоких образовательных результатов в соответствии с заданными нормативами и стандартами [3, с. 135–136].

Вопрос использования развивающих технологий в процессе русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих представляется особо актуальным в последние десятилетия в связи с повышением общего технического уровня обеспечения, развитием самой методики, которая постоянно находится в поиске наиболее эффективных дидактических технологий. Современный этап в методике преподавания русского языка как иностранного (далее РКИ) можно охарактеризовать такими категориями, как инновация, развитие, движение вперед [6, с. 47–48].

В процессе обучения русскому языку ИВС в настоящее время появляются инновации и продуктивные изменения, которые обусловлены созданием новых дидактических технологий и методик преподавания, способствующих повышению качества русскоязычной подготовки иностранных курсантов в российских военных вузах, а также способов оценки их результатов.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Педагогический опыт обеспечения качества профессиональной подготовки офицерских кадров и иностранных военных специалистов в военных вузах России и США / И. А. Алёхин, Ю. Н. Кузнецов // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (7
2. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 147–153. — DOI: 1
3. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И.А.Алёхин, Н.А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — №1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
4. Алёхин И. А. Образовательный процесс и информационные технологии с позиции интеграции ресурсов / И. А. Алёхин, И. В. Тренин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — № 7. — С. 16–18.
5. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие / Т. М. Балыхина. — Изд. 2-е, испр. — Москва, 2010. — 188 с.
6. Барабанщиков А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А. В. Барабанщиков. — Москва, 1989. — 131 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Лабиринт, 1999. — 353 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — Москва : ACT, 2005. — 672 с.
9. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного : (методические основы) / М. Н. Вятютнев. — Москва : Русский язык, 1984. — 144 с.
10. Занков Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. — Москва : Логос, 1975. — 197 с.
11. Рякина О. Р. Интенсификация обучения иностранных военнослужащих специальной военной речи в авиационных вузах ВС РФ : дис. ... д-ра пед. наук: 20.02.02 / О. Р. Рякина ; Воен. ун-т. — Москва, 2007. — 495 с.
12. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2005. — 185 с.

Остальные статьи