Повышение качества русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий в российских военных вузах
Аннотация
В статье отражены научные и прикладные основы повышения качества русскоязычной подготовки иностранных курсантов в российском военном вузе. Отмечены пути успешного формирования коммуникативных умений иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий, применяемых в обучении русскому языку.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 153-162 |
УДК | 355.233+378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_153 |
Введение
Обучение русскому языку иностранных военнослужащих (далее ИВС) в военных вузах Российской Федерации является целенаправленным и систематическим педагогическим процессом, направленным на языковую подготовку иностранных курсантов к освоению универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с образовательной программой. Опыт свидетельствует, что эффективность всего образования во многом зависит от качества их русскоязычной подготовки, так как она является основой восприятия, осмысления и запоминания учебного материала, а также его применения на практике в национальных армиях. Как показало проведенное исследование, качество русскоязычной подготовки целиком и полностью зависит от дидактических технологий, применяемых преподавателями русского языка [2, с. 147–148].
В связи с этим необходимо отметить, что потенциал военного образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключаются в способностях преподавателей обеспечить качественное образование, то есть в создании необходимых условий для качественной подготовки военнослужащих. Безусловно, в современном образовательном учреждении должна существовать инновационная, отвечающая современным требованиям система обеспечения качества образования, которая содержала бы в себе совокупность методов, приемов и средств, гарантирующих достижение высоких образовательных результатов в соответствии с заданными нормативами и стандартами [3, с. 135–136].
Вопрос использования развивающих технологий в процессе русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих представляется особо актуальным в последние десятилетия в связи с повышением общего технического уровня обеспечения, развитием самой методики, которая постоянно находится в поиске наиболее эффективных дидактических технологий. Современный этап в методике преподавания русского языка как иностранного (далее РКИ) можно охарактеризовать такими категориями, как инновация, развитие, движение вперед [6, с. 47–48].
В процессе обучения русскому языку ИВС в настоящее время появляются инновации и продуктивные изменения, которые обусловлены созданием новых дидактических технологий и методик преподавания, способствующих повышению качества русскоязычной подготовки иностранных курсантов в российских военных вузах, а также способов оценки их результатов.