Масштаб возможностей метамодели языка убеждений в моделировании профессиональной деятельности
Аннотация
Профессия педагога не прощает ошибок и просчетов в выстраивании взаимодействий с моделями реальных объектов. Метамодель языка рассматривается техникой, позволяющей выстраивать модели отношения с собеседником, основанные на слове и том, что стоит за ним. Используя данную технику, специалист приобретает инструмент не только для проявления своего опыта в диалоге, но и для получения от собеседника, с помощью уточняющих вопросов, внутреннего отображения (открытия) того, что тот не сможет объяснить словами. Предполагается, что это дает возможность внести изменения в процесс коммуникации, формирует дар убеждения в открытии недосказанной, скрытой информации, необходимой для понимания. Авторы представляют анализ языковых особенностей, влияющих на мнения и суждения окружающих.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 143-152 |
УДК | 37.8 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_143 |
Ежедневно нам во время общения приходится убеждать собеседника в чем-то достаточно важном. Одни для этого манипулируют долгими фразами, другие имитируют известные примеры, третьи интуитивно применяют последовательно выстроенную сенсорную модельную цепочку «видеть — смотреть — слушать — чувствовать».
Подлинной силой магии слова, то есть даром убеждать, влиять на суждения окружающих, в свое время были наделены Платон, Сократ, К. Маркс, А. Эйнштейн, М. Ганди, Мартин Лютер Кинг.
Язык — это целая система закодированных вербальных знаков, способная изменять базовые убеждения человека в процессе общения и ментальные карты, выстроенные на этих убеждениях. Основная функция языка — средство общения и передачи информации (проявления разума). Сказанные слова — это умственный опыт, формирующий психический опыт (мысли, психические процессы), а написанные слова — это поверхностная структура сказанных слов. Способность к языковым обобщениям — уникальное свойство прогнозирования и предотвращения предполагаемых ситуаций или недоразумений и непосредственной реакции на их альтернативную интерпретацию с точки зрения «своей внутренней картины мира», то есть своего собственного имеющегося опыта [5; 9]. Реакция собеседников (эффективная или неэффективная) на языковое сообщение — показатель их внутренней модели мира (собственной ситуации): творческая реакция у одних способна раскрыть моменты принятия эффективных решений, существующая возможность у других кажется в реальности постоянно недоступной или непривлекательной. Надо заметить, что мышление одного создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа.
Дар речи — способность в перспективе диалога в нужный момент сменить ситуацию к лучшей модели (изменения прежнего суждения и создания нового). Речь организует наш внутренний мир даже в тот момент, когда человек молчит или неслышно говорит. Чем богаче речь, тем больше возможностей открывается при решении любых задач.
Метод ведения дискуссии — могущественное средство языка, направленное на программирование психических процессов с отражением позитивных результатов: опыта деятельности (фантазирование, рассуждение, мышление, пересказ), опыта восприятия мира — модели личного опыта (обсуждение, беседа, лекции и т. д.).