Дата публикации: 30.03.2023

Масштаб возможностей метамодели языка убеждений в моделировании профессиональной деятельности

Аннотация

Профессия педагога не прощает ошибок и просчетов в выстраивании взаимодействий с моделями реальных объектов. Метамодель языка рассматривается техникой, позволяющей выстраивать модели отношения с собеседником, основанные на слове и том, что стоит за ним. Используя данную технику, специалист приобретает инструмент не только для проявления своего опыта в диалоге, но и для получения от собеседника, с помощью уточняющих вопросов, внутреннего отображения (открытия) того, что тот не сможет объяснить словами. Предполагается, что это дает возможность внести изменения в процесс коммуникации, формирует дар убеждения в открытии недосказанной, скрытой информации, необходимой для понимания. Авторы представляют анализ языковых особенностей, влияющих на мнения и суждения окружающих.




Ежедневно нам во время общения приходится убеждать собеседника в чем-то достаточно важном. Одни для этого манипулируют долгими фразами, другие имитируют известные примеры, третьи интуитивно применяют последовательно выстроенную сенсорную модельную цепочку «видеть — смотреть — слушать — чувствовать».

Подлинной силой магии слова, то есть даром убеждать, влиять на суждения окружающих, в свое время были наделены Платон, Сократ, К. Маркс, А. Эйнштейн, М. Ганди, Мартин Лютер Кинг.

Язык — это целая система закодированных вербальных знаков, способная изменять базовые убеждения человека в процессе общения и ментальные карты, выстроенные на этих убеждениях. Основная функция языка — средство общения и передачи информации (проявления разума). Сказанные слова — это умственный опыт, формирующий психический опыт (мысли, психические процессы), а написанные слова — это поверхностная структура сказанных слов. Способность к языковым обобщениям — уникальное свойство прогнозирования и предотвращения предполагаемых ситуаций или недоразумений и непосредственной реакции на их альтернативную интерпретацию с точки зрения «своей внутренней картины мира», то есть своего собственного имеющегося опыта [5; 9]. Реакция собеседников (эффективная или неэффективная) на языковое сообщение — показатель их внутренней модели мира (собственной ситуации): творческая реакция у одних способна раскрыть моменты принятия эффективных решений, существующая возможность у других кажется в реальности постоянно недоступной или непривлекательной. Надо заметить, что мышление одного создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа.

Дар речи — способность в перспективе диалога в нужный момент сменить ситуацию к лучшей модели (изменения прежнего суждения и создания нового). Речь организует наш внутренний мир даже в тот момент, когда человек молчит или неслышно говорит. Чем богаче речь, тем больше возможностей открывается при решении любых задач.

Метод ведения дискуссии — могущественное средство языка, направленное на программирование психических процессов с отражением позитивных результатов: опыта деятельности (фантазирование, рассуждение, мышление, пересказ), опыта восприятия мира — модели личного опыта (обсуждение, беседа, лекции и т. д.).

Список литературы

1. liefs, intuitive abilities. Список литературы 1. Джеймс У. Классика в истории психологии: принципы психологии убеждений [Электронный ресурс] / У. Джеймс — URL: <a href="http://library.manipaldubai.com/DL/the_" target="_blank">http://library.manipaldubai.com/DL/the_</a> principles_of_psychology_vol_I.pdf (дата обращения: 19.
2. 2. Дилтс Р. Моделирование с помощью ПЛП: практикум по психотерапии / Р. Дилтс. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 140 с.
3. 3. Дилтс Р. Мысли-вирусы и метаструктура убеждений [Электронный ресурс] / Р. Дилтс. — URL: <a href="https://litresp.ru/chitat/ru/Д/dilts-robert/fokusi-yazika-izmenenie-ubezhdenijs-pomoschjyu-nlp/9" target="_blank">https://litresp.ru/chitat/ru/Д/dilts-robert/fokusi-yazika-izmenenie-ubezhdenijs-pomoschjyu-nlp/9</a> (дата обращения: 15.03.2023).
4. 4. Дилтс Р. НЛП: управление креативностью [Электронный ресурс] / Р. Дилтс. — URL: <a href="https://librusec.club/b/23312/read/" target="_blank">https://librusec.club/b/23312/read/</a> (дата обращения: 15.03.2023).
5. 5. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. — Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 384 с.
6. 6. Звонарев С. В. Основы математического моделирования : учеб. пособие / С. В. Звонарев. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 112 с.
7. 7. Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Юрайт, 2023. — 440 с.
8. 8. Левчаева Н. В. Убеждение, внушение и аргументация как основные психологические приемы воздействия в процессе делового общения / Н. В. Левчаева // Мир науки и образования. — 2016. — № 1 (5).
9. 9. Мета-модель языка в НЛП [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://elib.bspu." target="_blank">https://elib.bspu.</a> by/bitstream/doc/10017/1/Мета-модель%20языка%20в%20НЛП.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
10. 10. Олдер Г. NLP. Полное практическое руководство [Электронный ресурс] / Г. Олдер, Б. Хэзер. — URL: <a href="https://bookitut.ru/NLP-Polnoe-prakticheskoe-rukovodstvo." target="_blank">https://bookitut.ru/NLP-Polnoe-prakticheskoe-rukovodstvo.</a> AContents.html (дата обращения: 26.02.2023).
11. 11. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика [Электронный ресурс] / С. Шабанов, А. Алешина. — URL: <a href="http://psihdocs.ru/sergej-shabanov-alenaaleshina-emocionalenij-intellekt-rossijs.html?page=3" target="_blank">http://psihdocs.ru/sergej-shabanov-alenaaleshina-emocionalenij-intellekt-rossijs.html?page=3</a> (дата обращения: 28.02.2023).

Остальные статьи