Дата публикации: 01.04.2023

Показатели веры в справедливый мир у старших школьников и их связь с учебным стрессом

Аннотация

Распространенность в современном обществе такого явления, как культура насилия, обусловливает возникновение новых исследовательских тенденций. Чтобы всесторонне изучить данную проблему, необходимо принять во внимание межличностный и внутриличностный аспекты комплекса личностных отношений, отношения личности с окружающей реальностью, проявляющиеся в двух формах: в вере в справедливость мира в целом и в вере человека в то, что мир проявляет справедливость по отношению конкретно к нему.




Введение

Справедливость считается одной из основных ценностей, характерных для человеческого общества. Справедливость является основой для действия социальных институтов. Нормы справедливости включены в содержание социально-политического и морально-правового сознания, что гарантирует соблюдение человеческих прав.

Целью исследования является анализ показателей веры в справедливый мир у старших школьников.

К задачам относится теоретический анализ веры в справедливый мир, эмпирическое исследование показателей веры в справедливый мир у старших школьников, выявление корреляционных связей.

В исследовании использовалась Шкала веры К. Далберт, а также Тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых. Исследование показало, что представители старших классов, в отличие от обучающихся среднего звена, имеют более высокие показатели учебного стресса, а также полагают, что мир в большей мере несправедлив. Мы связываем результаты эксперимента с возрастными особенностями фокус-группы эксперимента; обучением, сопряженным с непрерывной подготовкой к экзаменам, а также с прохождением испытуемыми кризиса, свойственного данной возрастной группе.

Список литературы

1. 10. Нартова-Бочавер С. К. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] / С. К. Нартова-Бочавер, М. Б. Подлипняк, А. Ю. Хохлова // Клиническая и специальная психология. — 2013. — Т. 2
2. Nartova-Bochaver S. K. Vera v spravedlivyi mir i psikhologicheskoe blagopoluchie u glukhikh i slyshashchikh podrostkov i vzroslykh [Elektronnyi resurs] / S. K. Nartova-Bochaver, M. B. Podlipnyak, A. Yu. Khokhlova // Klinicheskaya i spetsial’naya psikholog
3. 11. Реан А. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи / А. А. Реан, И. А. Коновалов // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 1. — С. 23–33. — DOI: 10.11621/npj.2019.0103
4. Rean A. A. Proyavlenie agressivnosti podrostkov v zavisimosti ot pola i sotsial’noekonomicheskogo statusa sem’i / A. A. Rean, I. A. Konovalov // Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal. — 2019. — № 1. — S. 23–33. — DOI: 10.11621/npj.2019.0103
5. 12. Староскольская Д. А. Взаимосвязь учебной успешности и эмоционального стресса у подростков / Д. А. Староскольская // Молодой ученый. — 2019. — № 11. — С. 128–130.
6. Staroskol’skaya D. A. Vzaimosvyaz’ uchebnoi uspeshnosti i emotsional’nogo stressa u podrostkov / D. A. Staroskol’skaya // Molodoi uchenyi. — 2019. — № 11. — S. 128–130.
7. 13. Сыманюк Э. Э. Иcследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов / Э. Э. Сыманюк, Л. В. Оконечникова, Е. С. Малова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 8.
8. Symanyuk E. E. Icsledovanie uchebnogo stressa i ego svyaz’ s uspevaemost’yu u uchashchikhsya starshikh klassov / E. E. Symanyuk, L. V. Okonechnikova, E. S. Malova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2019. — № 8.
9. 14. Улыбина Е. В. Связь веры в справедливый мир с отношением к академической нечестности у школьников с высокой и низкой лояльностью к читерству / Е. В. Улыбина, А. А. Токарева // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 4. — С. 59–67. — DO
10. Ulybina E.V.Svyaz’ very v spravedlivyi mir s otnosheniem k akademicheskoi nechestnosti u shkol’nikov s vysokoi i nizkoi loyal’nost’yu k chiterstvu / E. V. Ulybina, A. A. Tokareva // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2022. — T. 27, № 4. — S. 59–67.
11. 15. Чербиева С. В. Особенности влияния учебного стресса на студенческую жизнь обучающихся разных курсов / С. В. Чербиева // Ученые записки Университета Лесгафта. — 2022. — № 4 (206).
12. Cherbieva S. V. Osobennosti vliyaniya uchebnogo stressa na studencheskuyu zhizn’ obuchayushchikhsya raznykh kursov / S. V. Cherbieva // Uchenye zapiski Universiteta Lesgafta. — 2022. — № 4 (206).
13. 16. Belief in a just world, teacher justice, and bullying behavior / M. Donat, S. Umlauft, C. Dalbert et al.// Aggressive Behavior. — 2012. — Vol. 38, No. 3. — P. 185–193. — DOI: 10.1002/ ab.21421
14. 17. Correia I. School bullying: Belief in a personal just world of bullies, victims and defenders / I. Correia, C. Dalbert // European Psychologist. — 2008. — Vol. 13, No. 4. — P. 249–254.
15. 18. General Belief in a Just World and Resilience: Evidence from a Collectivistic Culture / Wu M. S., Yan X., Zhou CH. et al.// European Journal of Personality. — 2011. — Vol. 25. — P. 431–442.
16. 19. Nartova-Bochaver S. Subjective well-being from a just-world perspective: A multi-dimensional approach in a student sample / S. Nartova-Bochaver, M. Donat, C. Rüprich // Frontiers in Psychology. — 2019.
17. 20. Russian adaptations of General and Personal Belief in a Just World Scales: Validation and psychometric properties / S. Nartova-Bochaver, M. Donat, N. Astanina et al. // Social Justice Research. — 2018. — Vol. 31, No. 1. — P. 61–84.
18. 1. Агеенкова Е.К.Личностные детерминанты агрессивности подростков / Е.К.Агеенкова, П. М. Ларионов, В. А. Волчёк // Психотерапия. — 2019. — № 2. — С. 86–94.
19. Ageenkova E. K. Lichnostnye determinanty agressivnosti podrostkov / E. K. Ageenkova, P. M. Larionov, V. A. Volchek // Psikhoterapiya. — 2019. — № 2. — S. 86–94.
20. 2. Аргунова В. Н. Влияние социально-стрессовых расстройств на представления о социальной справедливости и несправедливости / В. Н. Аргунова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2018. — № 3. — С. 82–85.
21. Argunova V. N. Vliyanie sotsial’no-stressovykh rasstroistv na predstavleniya o sotsial’noi spravedlivosti i nespravedlivosti / V. N. Argunova // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki. — 2018. — № 3. — S. 8
22. 3. Астанина Н. Б. Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков / Н. Б. Астанина // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5, № 4. — C. 26–38. — DOI: 10.17759/psyclin.2016050402
23. Astanina N. B. Vera v spravedlivyi mir kak korrelyat psikhologicheskogo blagopoluchiya podrostkov / N. B. Astanina // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 2016. — T. 5, № 4. — C. 26–38. — DOI: 10.17759/psyclin.2016050402
24. 4. Астанина Н. Б. Вера в справедливый мир как мировоззренческая установка: понятие и функции / Н. Б. Астанина // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2020. — № 1. — C. 47–49.
25. Astanina N. B. Vera v spravedlivyi mir kak mirovozzrencheskaya ustanovka: ponyatie i funktsii / N. B. Astanina // Vestnik Voronezhskogo instituta ekonomiki i sotsial’nogo upravleniya. — 2020. — № 1. — C. 47–49.
26. 5. Астанина Н. Б. Психология справедливости у российских законопослушных подростков и подростков с противоправным поведением : монография / Н. Б. Астанина. — Воронеж : Ритм, 2018. — 220 с.
27. Astanina N. B. Psikhologiya spravedlivosti u rossiiskikh zakonoposlushnykh podrostkov i podrostkov s protivopravnym povedeniem : monografiya / N. B. Astanina. — Voronezh : Ritm, 2018. — 220 s.
28. 6. Астанина Н. Б. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости у взрослых людей с глубокими нарушениями зрения [Электронный ресурс] / Н. Б. Астанина, С. А. Голубева // Клиническая и специальная психология. — 2014. — Т. 3, № 2. — URL: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
29. Astanina N. B. Vera v spravedlivyi mir i chuvstvitel’nost’ k spravedlivosti u vzroslykh lyudei s glubokimi narusheniyami zreniya [Elektronnyi resurs] / N.B.Astanina, S.A. Golubeva // Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 2014. — T. 3, № 2. — URL:
30. 7. Калинкина П. А. Учебный стресс школьников старших классов / П. А. Калинкина // Вестник науки. — 2022. — Т. 1, № 12 (57). — С. 324–331.
31. Kalinkina P. A. Uchebnyi stress shkol’nikov starshikh klassov / P. A. Kalinkina // Vestnik nauki. — 2022. — T. 1, № 12 (57). — S. 324–331.
32. 8. Ларионов П. М. Агрессия и вера в справедливый мир у подростков из Беларуси и Украины: сравнительный анализ / П. М. Ларионов, Е. К. Агеенкова, В. С. Смеян // Клиническая и специальная психология. — 2021. — Т. 10, № 1. — C. 150–179. — DOI: 10.17759/ cpse
33. Larionov P. M. Agressiya i vera v spravedlivyi mir u podrostkov iz Belarusi i Ukrainy: sravnitel’nyi analiz/ P.M.Larionov, E.K.Ageenkova, V.S.Smeyan// Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya. — 2021. — T. 10, № 1. — C. 150–179. — DOI: 10.17759/ cpse.20
34. 9. Милешина Е. А. Психологические особенности учебного стресса и способы его профилактики / Е. А. Милешина // Будущее науки — 2022 : сб. трудов конференции (Курск, 21–22 апреля 2022 г.). — Курск, 2022. — С. 160–164.
35. Mileshina E. A. Psikhologicheskie osobennosti uchebnogo stressa i sposoby ego profilaktiki / E. A. Mileshina // Budushchee nauki — 2022 : sb. trudov konferentsii (Kursk, 21–22 aprelya 2022 g.). — Kursk, 2022. — S. 160–164.

Остальные статьи