Дата публикации: 01.04.2023

Применение менторинга в системе отечественного дошкольного образования

Аннотация

Актуальность статьи заключается в исследовании понимания менторинга с точки зрения теории и практики применения руководителями и менти-педагогами в системе образования Российской Федерации. В наших прежних исследованиях мы рассматривали коэффициенты развития личности педагога, такие как интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, духовность, сказывающиеся на формировании управленческих и исполнительских качеств личности. Мы также приводили примеры отечественных и западных подходов развития научных основ менторинга, изучали пространственную среду: период развития в пандемию, средства цифрового обучения и взаимодействия с педагогическим составом, а также переход из цифровой среды в привычный, академический формат. На сегодняшний день актуальной оказалась тема применения менторинга на практике, понимание его в теории, а также изучение аспектов, подходящих для отечественного обучения. Целью данного исследования является анализ ответов респондентов по вопросу применения менторинга в практике дошкольной образовательной организации.




Введение

Мировое сообщество XXI века ориентировано на повышение качества образовательной политики, что требует кардинального изменения в подходах в руководстве образовательной организацией. Эти и другие направления отражены в государственной программе «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Прогнозе долго срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Целью данного исследования является развитие понимания и применения теории и практики научных основ менторинга для дошкольных образовательных организаций (для этого проведены мониторинг и экспресс-опрос руководителей дошкольных образовательных организаций — ДОО).

Маршруты развития научного менторинга — разнообразны, в каждом объединяются несколько направлений [1; 8].

Список литературы

1. 12. Goleman D. Social Intelligence / D. Goleman. — USA : Mithler, 1994. — 226 p. — Text : unmediated.
2. 11. Enhancing mentoring experiences through e-mentoring: a systematic scoping review of e-mentoring programs between 2000 and 2017 // J. Y. Chong, A. H. Ching, Y. Renganathan et al. // Advances in Health Sciences Education. — 2020. — Vol. 25. — Р. 195–226
3. Senge P. O. Pyataya distsiplina : Iskusstvo i praktika samoobuchayushcheisya organizatsii / P. O. Senge. — Moskva : Olimp-Biznes, 2003. — 172 s. — Tekst : neposredstvennyi.
4. 10. Сенге П. О. Пятая дисциплина : Искусство и практика самообучающейся организации / П. О. Сенге. — Москва : Олимп-Бизнес, 2003. — 172 с.
5. Mentoring v rabote porazvitiyu innovatsionnoi deyatel’nosti studentov [Elektronnyi resurs] / V. F. Gabdulkhakov, A. F. Zinnurova, A. M. Garifullina i dr. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://science-education.ru/ru/a" target="_blank">https://science-education.ru/ru/a</a>
6. 9. Менторинг в работе по развитию инновационной деятельности студентов [Электронный ресурс] / В. Ф. Габдулхаков, А. Ф. Зиннурова, А. М. Гарифуллина и др. // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — № 1. — URL: <a href="https://scienceeducation.ru/ru/art" target="_blank">https://scienceeducation.ru/ru/art</a>
7. Klarin M. V. Sto let issledovatel’skogo obucheniya v Rossii : metod. posobie / M. V. Klarin // Psikhologo-pedagogicheskii poisk. — 2016. — № 1 (37). — 140 s. — Tekst : neposredstvennyi.
8. 8. Кларин М. В. Сто лет исследовательского обучения в России : метод. пособие / М. В. Кларин // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 1 (37). — 140 с. — Текст : непосредственный.
9. Goulman D. Emotsional’noe liderstvo : Iskusstvo upravleniya lyud’mi na osnove emotsional’nogo intellekta / D. Goulman, R. Boyatsis, E. Makki. — Moskva : Al’pina Pablisher, 2017. — 420 s.
10. 7. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство : Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. — Москва : Альпина Паблишер, 2017. — 420 с.
11. Goulman D. Emotsional’nyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit’ bol’she, chem IQ / D. Goulman. — Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2018. — 380 s.
12. 6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 380 с.
13. Garifullina A. M. Mentoring — instrument dlya sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii / A. M. Garifullina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. trudov. — № 71–1. — Yalta : Gumanitarnopedagogichesk
14. 5. Гарифуллина А. М. Менторинг — инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации / А. М. Гарифуллина // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — № 71–1. — Ялта : Гуманитарнопедагогическая акад
15. Garifullina A. M. Mentoring — taim-menedzhment dlya doshkol’noi organizatsii v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii / A. M. Garifullina. — Tekst: neposredstvennyi // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta. — 2021. — №
16. 4. Гарифуллина А. М. Менторинг — тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации / А. М. Гарифуллина. — Текст: непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2021. — № 1. — С
17. Garifullina A. M. Realizatsiya nauchnykh osnov mentoringa v amerikanskoi sisteme doshkol’nogo obrazovaniya / A. M. Garifullina. — Tekst: neposredstvennyi // Vestnik SeveroKavkazskogo federal’nogo universiteta. — 2020. — № 1. — S. 179–185.
18. 3. Гарифуллина А. М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования / А. М. Гарифуллина. — Текст: непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2020. — № 1. — С. 179–185.
19. Garifullina A. M. Nauchnye osnovy mentoringa v sisteme doshkol’nogo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii / A. M. Garifullina, S. N. Bashinova // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2019. — № 6. — S. 89–93.
20. 2. Гарифуллина А. М. Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации / А. М. Гарифуллина, С. Н. Башинова // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 6. — С. 89–93.
21. Gabdulkhakov V. F. O tekhnologiyakh pedagogicheskogo obrazovaniya v federal’nykh universitetakh / V. F. Gabdulkhakov // Sbornik tezisov professorskogo foruma. — Moskva, 2019. — S. 162–164.
22. 1. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах / В. Ф. Габдулхаков // Сборник тезисов профессорского форума. — Москва, 2019. — С. 162–164.

Остальные статьи