Результаты педагогического эксперимента по воспитанию активной гражданской позиции студентов современных вузов
Аннотация
В статье публикуются результаты опытно-экспериментального исследования, направленного на повышение эффективности процесса воспитания активной гражданской позиции студентов современных вузов, на примере ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (КГУ), Калужского филиала Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, Калужского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 112-120 |
УДК | 37.035.6 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_112 |
Проведенный теоретико-методологический анализ воспитания активной гражданской позиции студентов, выявление трудностей, факторов и противоречий исследуемого процесса позволили разработать методику и содержание опытно-экспериментальной работы. Ее цель заключалась в обосновании сущности, содержания и структуры, а также выявлении основных педагогических путей повышения эффективности воспитания активной гражданской позиции студентов современных вузов. Для достижения цели были поставлены задачи разработки Целевой педагогической программы воспитания активной гражданской позиции студентов в вузе, внедрения ее в образовательный процесс, апробации критериев оценки эффективности процесса воспитания активной гражданской позиции студентов, обоснования педагогических путей повышения эффективности воспитания активной гражданской позиции студентов [3, с. 237–244].
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в современных вузах России углубляется противоречие между возрастающими требованиями государства к воспитанию активной гражданской позиции студентов и возможностями их реализации в практике воспитательной работы вузов, не всегда обеспечивающей комплексное и качественное воспитание активной гражданской позиции студентов. Разрешить выявленное противоречие можно на основе совершенствования воспитания гражданских качеств у студентов посредством реализации положений гуманистической педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин, повышения эффективности педагогического моделирования процесса воспитания гражданской позиции у студентов, развития студенческого самоуправления и волонтерского движения в современных вузах [2, с. 22–31].
Опытно-экспериментальное исследование диссертационной проблемы проводилось на базе учреждений высшего профессионального образования: Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского (КГУ), Калужского филиала Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, Калужского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». При этом основной базой стал Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского [1, с. 17–26].
Первый этап (2018–2019 годы) кратко можно охарактеризовать как поисковый. Было изучено состояние исследуемой проблемы, сделан анализ научной литературы в области философии, социологии, педагогики и психологии, а также опыта в педагогической науке и практике по проблеме воспитания активной гражданской позиции у студентов высшей профессиональной школы. На основе анализа результатов выявлено современное состояние проблемы, что позволило определить тему, предмет и цель исследования, выдвинуть гипотезу и поставить задачи.
Второй этап (2019–2020 годы) стал непосредственно экспериментальным. На этом этапе уточнялась гипотеза исследования и критериально-оценочный аппарат; разрабатывалось дидактическое и методическое обеспечение внедряемых мероприятий Целевой педагогической программы с профессорско-преподавательским и руководящим составом. С использованием разработанных методик и критериев была проверена эффективность авторского подхода к воспитанию активной гражданской позиции обучающихся. Выполнены констатирующий и формирующий эксперименты.