Дата публикации: 01.04.2023

Результаты педагогического эксперимента по воспитанию активной гражданской позиции студентов современных вузов

Аннотация

В статье публикуются результаты опытно-экспериментального исследования, направленного на повышение эффективности процесса воспитания активной гражданской позиции студентов современных вузов, на примере ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (КГУ), Калужского филиала Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, Калужского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».




Проведенный теоретико-методологический анализ воспитания активной гражданской позиции студентов, выявление трудностей, факторов и противоречий исследуемого процесса позволили разработать методику и содержание опытно-экспериментальной работы. Ее цель заключалась в обосновании сущности, содержания и структуры, а также выявлении основных педагогических путей повышения эффективности воспитания активной гражданской позиции студентов современных вузов. Для достижения цели были поставлены задачи разработки Целевой педагогической программы воспитания активной гражданской позиции студентов в вузе, внедрения ее в образовательный процесс, апробации критериев оценки эффективности процесса воспитания активной гражданской позиции студентов, обоснования педагогических путей повышения эффективности воспитания активной гражданской позиции студентов [3, с. 237–244].

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в современных вузах России углубляется противоречие между возрастающими требованиями государства к воспитанию активной гражданской позиции студентов и возможностями их реализации в практике воспитательной работы вузов, не всегда обеспечивающей комплексное и качественное воспитание активной гражданской позиции студентов. Разрешить выявленное противоречие можно на основе совершенствования воспитания гражданских качеств у студентов посредством реализации положений гуманистической педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин, повышения эффективности педагогического моделирования процесса воспитания гражданской позиции у студентов, развития студенческого самоуправления и волонтерского движения в современных вузах [2, с. 22–31].

Опытно-экспериментальное исследование диссертационной проблемы проводилось на базе учреждений высшего профессионального образования: Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского (КГУ), Калужского филиала Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, Калужского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». При этом основной базой стал Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского [1, с. 17–26].

Первый этап (2018–2019 годы) кратко можно охарактеризовать как поисковый. Было изучено состояние исследуемой проблемы, сделан анализ научной литературы в области философии, социологии, педагогики и психологии, а также опыта в педагогической науке и практике по проблеме воспитания активной гражданской позиции у студентов высшей профессиональной школы. На основе анализа результатов выявлено современное состояние проблемы, что позволило определить тему, предмет и цель исследования, выдвинуть гипотезу и поставить задачи.

Второй этап (2019–2020 годы) стал непосредственно экспериментальным. На этом этапе уточнялась гипотеза исследования и критериально-оценочный аппарат; разрабатывалось дидактическое и методическое обеспечение внедряемых мероприятий Целевой педагогической программы с профессорско-преподавательским и руководящим составом. С использованием разработанных методик и критериев была проверена эффективность авторского подхода к воспитанию активной гражданской позиции обучающихся. Выполнены констатирующий и формирующий эксперименты.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи как основа формирования их гражданской позиции / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова, Е. В. Гусакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 4 (80). — С. 17–26.
2. Алёхин И. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 3 (47). — С. 22–31.
3. Алёхин И. А. Опытно-экспериментальная работа как элемент проверки условий оптимизации профессиональной подготовки военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 237–244.
4. Асмолов А. Г. Граждане или подданные: государственная идеология воспитания / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. — 2014. — № 4 (66). — С. 2–4.
5. Гусакова Е. В. Социальное проектирование в образовательном процессе вуза как важный фактор воспитания активной гражданской позиции студенческой молодежи / Е. В. Гусакова, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С
6. Мартынова М. В. Развитие социальной активности обучающихся вуза культуры / М. В. Мартынова // Образование и культурное пространство. — 2020. — № 4. — С. 52–57.
7. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации России [Текст] : монография / [А. Г. Асмолов и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования ; под науч.

Остальные статьи